МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Береза. Часть 1

Листья березыБерёза (лат.Betula) — лиственное дерево, широко распространенное в Северном полушарии. Латинское название этого дерева, вероятнее всего, ведет свое происхождение от кельтского betu — берёза. Примечательна береза расцветкой своего ствола, за которую получила эпитет «белая». Белый цвет придает березовой коре органический краситель битулин, а черные черточки – это специальные «отдушины», через которые летом проходит воздух к живым внутренним тканям ствола. Есть березы с корой разных цветов – желтой, вишневого цвета, красно-розового, темно-серого, черновато-бурого и даже фиолетового цвета, - но только с белоствольной красавицей связаны многочисленные поверья и суеверия.

Береза очень легко переносит самую лютую стужу, и посуда, сделанная из бересты, предохраняет продукты от холода; вода в берестяном туеске не замерзает даже в сильный мороз.  В древности благодаря  потеплению климата, начавшемуся за 13 тысяч лет до н. э.,  ареал распространения березы доходил до Крайнего Севера. Установлено, что «в 8-м тысячелетии до н. э. температура на Севере не опускалась в среднем ниже  0° С»,и «на указанный период на Крайний Север приходится "абсолютный максимум березы"».  Многие исследователи, принимающие гипотезу о северной прародине индоевропейцев, обращают внимание на то, что самое древнее слово санскрита, означавшее «дерево», буквально означает «береза».

 

Верхний слой березовой коры называется береста, или берёста и отличается чрезвычайной прочностью. В старину из бересты изготовляли не только посуду, но и использовали ее как материал для письма. Традиция писать на бересте издавна существовала в России  и  сохранялась в Древней Индии. Те брахманы, которые имели в числе предков арьев, «соблюдают обычай написания на бересте брачных договоров или благословляют молодых веточкой березы. На путях арьев в Индию – в Средней и Центральной Азии – обнаружены сотни рукописей на бересте, относящихся к 1-му тысячелетию до н. э».

На территории России береза принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Русское слово берёза происходит от праслав. *berza, восходящего к пра-и.е. *bherg’os от корня *bhereg «светиться, белеть». В археологических раскопках на территории России часто находят берестяные грамоты. Память о старинном  письме на бересте сохранилась в мифологических представлениях о лешем,  прошения которому следовало писать только на   бересте, прибивая ее затем к дереву. Народности Севера и Дальнего Востока использовали бересту для изготовления лодок и сооружения жилищ — чумов.

Еще одной отличительной особенностью березы, важной для понимания мифологической роли этого дерева, является, помимо белого цвета ствола, интенсивное сокодвижение, начинающееся весной. Из надрезанной коры дерева начинает струиться прозрачный сок, благодаря чему в некоторых мифологических представлениях береза выступает деревом-кормилицей. Именно это представление, объясняющее отношение к березе как к священному дереву, сохранилось в алтайской легенде, согласно которой было время, когда часты были военные стычки. «Тогда многие женщины, которые спасались, оставляли своих детей под деревьями. Их много было. Но только тот ребенок остался жив, который лежал под березой. У березы сок есть. Женщина, видимо, знала, сделала надрез. Береза вскормила ребенка своим соком. Теперь береза считается святой".

Береза выступает выкармливающей матерью и в тувинской легенде о первом шамане  Бо Хане, полюбившему "небесную дочь". Узнав, что у шамана есть жена, она сделала так, что шамана вместе с женой поглотила земля. "После этого она родила мальчика и оставила его под березой, соками которой он был вскормлен. От этого ребенка произошла раса шаманов (Бо-Ханихан)".  

Использованные материалы:

  1. И.Б. Литинецкий. Изобретатель – природа;
  2. Н.Р. Гусева Славяне и арьи. Путь богов и слов;
  3. Гекман Л. П. Мифология и фольклор Алтая;
  4. Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза.

Реклама

Книги