МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Дуб. Часть 9

ДубДуб и дубовые листья играли особую роль в культе римского Юпитера.  Все дубы были посвящены  этому двойнику Зевса, а на Капитолии ему поклонялись не только как божеству дуба, но и как богу дождя и грома. Желуди назвали "югланс" - юпитеров плод. Любой римский солдат, спасший жизнь гражданину, награждался высоко почитаемым венком из дубовых листьев и желудей.  Дубовая древесина шла на изготовление свай моста. Примечательно, что в ежегодном ритуале очищения храмов в Древнем Риме, весталка приносила жертву -  двух кукол из камыша -  стоя не на самом Pons Sublicius, а на его дубовых сваях.

В Древнем Риме находилась управляемая лесным царем дубовая роща на озере Неми, посвященная Юпитеру, а дубовый венок являлся признаком сановного достоинства древнеиталийских правителей. Однако роща эта издревле была посвящена богине Диане: дуб символизировал Диану и ее возлюбленного – царя леса. Диана была вообще богиней лесов, но особенно тесно она была связана с  дубовыми лесами, в частности,  со священной Немейской рощей.

 

 

Вместе с Дианой на озере Неми почиталась также нимфа «светлой речки» Эгерия. Этот речной поток ниспадал в озеро Неми «изящным каскадом... неподалеку от местечка Ле-Моле». «Беременные женщины приносили жертвы Эгерии, потому что, подобно Диане, она считалась способной даровать легкие роды. Бытовало предание, что эта нимфа была женой или возлюбленной мудрого царя Нумы и что плодом его общения с этой богиней были данные им римлянам законы».

Греки считали, что глоток воды из священного источника или колодца способен даровать силу предвидения. Этим, вероятно, объясняется та бессмертная мудрость, которой Эгерия, по преданию, наделила своего царственного мужа или возлюбленного Нуму.  Согласно Плутарху Эгерия была одной из нимф дуба и представляла собой двойника Дианы. Дубовые ветви в Риме несли в брачных процессиях, видя в них символ плодородия.

Этруски разделяли деревья по признаку счастливый-несчастливый. К первым относились «летний дуб, зимний дуб, пробковый дуб, орешник, рябина, белая смоковница, яблоня, груша, сливовое дерево, кизиловое, виноградная лоза, лотос». К несчастливым относились те растения, которые находились под покровительством нижних богов. Такими считались  папоротник, темная смоковница, остролист, лесная груша, ежевичный куст и терновник. Дуб считался символом высшего небесного божества - Тина, и этрусская царская корона из золота воспроизводила дубовые листья и желуди. Эта деталь царского облачения, а также дуб, известный еще во времена Тарквиния, «священность которого удостоверялась золотой табличкой с этрусскими письменами», указывают на культ дуба, существовавший в древней Этрурии. Царь выступал земным воплощением Тина, а его супруга – «заместительницей богини-матери, дарующей царю власть".

В Центральной Европе культ дуба сохранился в рождественском  обычае сжигания дубового полена. Во Франции обряд Bûche de Noël  бытовал вплоть до конца 19 в., постепенно видоизменяясь: большое полено заменялось маленьким, а потом и вовсе символическим. Особенную любовь здесь снискал обычай украшения полена, когда в очаг вместе с ним клали ленточки, засушенные цветы, сухие фрукты и  пр. На юге Франции полено от плодового дерева заменяло  дубовое.

В Шотландии такое дубовое полено обтесывали, придавая ему сходство с человеческой фигурой и именовали его «рождественская старуха».

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс, Мифы Древней Греции;
  2. Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
  3. А. И. Немировский. Этруски. От мифа к истории;
  4. Савельева О. М. История «рождественского полена» как пример эволюции мифа // СОФИЯ: Альманах: Вып. 2.
 

Реклама

Книги