Финиковая пальмаФиниковая пальма (Phoenix) распространена в тропиках Африки и Азии. Эта пальма – классический пример фреатофитов, растений, имеющих постоянную связь с грунтовыми водами. По этой причине фреатофиты (от греческих слов «phréar» - колодец, бассейн и «phyton») являются индикаторами неглубоко залегающих грунтовых вод. «Имея постоянный доступ к воде, фреатофиты в течение всего вегетационного периода остаются активными, сохраняют сочную ярко-зеленую окраску даже в жесточайшие засухи, тогда как другие растения пустынь и степей, засыхая, становятся желтыми или бурыми». Не случайно арабы говорят: «Царица оазиса купает ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей».

Финиковая пальма – двудомное растение, требующее активного опыления. Наиболее древним способом было подвешивание початков с мужской особи на женскую. Древнейшие следы возделывания человеком финиковой пальмы относятся к V тысячелетию до н.э., искусственное оплодотворение возникло не позднее (а возможно, много ранее) XVIII в. до н. э. Время цветения для большинства ее видов приходится на период между 15 марта и 15 апреля. Урожай снимают с июля по ноябрь. Оплодотворение совершалось весной. «У язычников Харрана месяц, во время которого оплодотворяли пальмы, назывался месяцем Фиников».

 

 

В Шумере  созвездие Овна, восходившее в период весеннего равноденствия, называлось по этой причине "Лу-хуенга” – "Наемный Работник" или "Доброволец".  Древние смотрители финиковых пальм связывали начало сезона опыления с гелиакальным, или первым видимым  предрассветным восходом звезд Поденщика. День весеннего равноденствия был днем начала Нового года и избирания нового царя. Думузи, герой цикла поэм о браке с Инанной, «под именем Думузи-Амаушумгальанна, выступает нуминозной силой финиковой пальмы, производящей новый урожай».

Плоды финиковой пальмы (финики)Имя "Амаушумгальанна" означает "единый великий источник финиковых гроздей"… и относится к так называемому сердцу пальмы – громадной почке, набухающей ежегодно. ...В культе празднуется только священный брак бога, но не его утрата (т. е. смерть) – предположительно потому, что финики хорошо переносят длительное хранение». В сентябре-октябре собранные финики начинали свозить на склады. Инанна, иногда называемая "повелительницей финиковых гроздей", «воплощала дух хранилища, которое она открывала во время осеннего урожая. Хранилищем служила ее утроба, и Думузи заботился о том, чтобы она была наполнена до краев».

В мифе "Энки и Нинхурсаг" бог Энки, съевший восемь растений, излечивается богиней Нинхурсаг, которая в ответ на называемый им больной орган, вызывает  к жизни богиню или бога этого органа». С бедром (заг) соотносится бог Эн-саг ("шумер. "владыка финиковой пальмы"), который назначается главой Дильмуна, являющегося  "местом светлым, чистым, сияющим".

При раскопках древнего эламского города  Сузы была  найдена  часть настенного барельефа XII века до н.э. На ней изображен бородатый человеко-бык рядом с пальмой. Он увенчан короной в виде рога, а ноги его заканчиваются бычьими копытами. Вероятно,  пальма изображена не случайно, а играет роль символа, возможно, Мирового древа или Древа жизни.  

Использованные материалы:

  1. В. И. Артамонов. Зеленые оракулы;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  4. Торкильд Якобсен. Сокровища тьмы. история месопотамской религии;
  5. Э.Церен. Библейские холмы.