МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Ива. Часть 1

ИваИва (лат. Salix  от sal – "близко" и  lix – "вода"), ветла, ракита, верба— деревья, кустарники и кустарнички из семейства Ивовых. Дерево может достигать высоты до 15 м, карликовый вид на севере – до двух с половиной  см. В западных областях Европы растут крупные деревья и кустарники, в восточных областях европейской части, в Сибири и Средней Азии – большей частью кустарниковые виды – тальники (от татарского «тал» - ива). Ива – древнее растение, отпечатки её попадаются уже в меловой формации, а в четвертичную эпоху жили даже современные виды (Salix cinerea, Salix alba, Salix viminalis).

Иву остролистную (Salix acutifolia) называют в народе вербой, Красной вербой, красноталом, шелюгой красной. У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками и начинает напоминать крохотного цыпленка.  Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России. Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскресеньем. В этот день церковь ослабляет строгий пост разрешением употреблять в этот праздник вино и рыбу. 

 

 

Вербное воскресенье - это народное название праздника. В церковной литературе он называется «Вход господень в Иерусалим».  И. П. Сахаров так описывает этот праздник на Руси: «Вербная суббота, известная во всей России по разным украшениям, приготовляемым из вербы и цветов, исстари справлялась в Москве особенным гуляньем на Красной площади. В старину расставляли с утра ивы и вербы по берегу Неглинной речки. Сюда собирался народ ломать вербу, покупать ветви с херувимами. ...В вербную субботу совершался в Москве  обряд шествия святителя на осляти. Подробности сего обряда... описаны в Триодионе, изданном в 1666 г.».  

Ива белая, или серебристая (ветла) — Salix alba L. Растет по всей Европе, заходя за Урал, за исключением Крайнего Севера. Ива вавилонская является красивейшим из деревьев плакучей формы. Происходит из районов Центрального и Северного Китая. Из бредины или ивы козьей Salix caprea получают многочисленные декоративные  формы. Кроны ивовых деревьев варьируют от шаровидной, до плакучей и шатеровидной. Отличительная черта ивы – приуроченность к воде и способность размножаться даже кольями.

Символическое значение ивы в Европе отличается от такового в Восточной Азии. «В Средиземноморье господствовала точка зрения, что ива роняет свои семена прежде, чем они достигают зрелости, вследствие чего ее считали бесплодной и представляли как наглядный образ девственности (целомудрия) и идеальный исходный материал для того, чтобы достигнуть воздержания».  Христианский теолог и философ Ориген (185-254) обещал «праздник вечности» всем тем, кто сохранит невредимыми «ивовые ветви» своего целомудрия.

«Плакучая» ива из-за своих «тоскливо» свесившихся ветвей считалась символом смерти и высаживалась на кладбищах. По этой же причине  ее изображали на картинах, изображающих Распятие.  Как символ скорби и траура плакучие ивы выступают в библейском рассказе о Вавилонском пленении. Так, в псалме 136 израильтяне говорят: «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы». (Пс. 136:1-2)  Вместе с тем, поскольку у ивы, «как у никогда не иссякающего источника жизненности, постоянно отрастают отрезанные ветви, ее сравнивали с  Библией – неистощимым источником мудрости». Она также служила символом Евангелия, «которое остается неизменным, хоть и разошлось по всему миру». 

Использованные материалы:

  1. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.

Реклама

Книги