МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Ива. Часть 8

ИваИва – дерево колдовское и пятое по счету в древесном календаре. Число пять было священным числом римской богини луны Минервы.  Месяц ивы начинался 15 апреля и заканчивался 12 мая. На середину его приходилось 1 мая, день, «известный оргиастическим праздником и обладающей колдовской силой росой... Возможно, что обычай носить ивовые ветви в вербное воскресенье, которое бывает в начале апреля, - традиционно определяет начало ивового месяца». Древние римляне верили в защитную силу дерева, в его способность отгонять несчастье. Они верили, что для этого надо найти дерево с полым стволом, стать внутри него и произнести соответствующие зaклинaния.

Ивы считаются священными в Иерусалиме, где ежегодно празднуется «шестидневный праздник ивовой ветви, во время которого ивовые прутья приносят из священного места, известного как Моца. В свое время ивовые ветви раскладывали вокруг алтаря в Храме». Праздник ивовой ветви называется праздником кущей– днем ивы, когда древние евреи торжественно, устраивая пышное шествие,  приносили из Силоамского источника воду. На Празднике Кущей проводились церемонии вызывания дождя, в которых фигурировала ива.  «Культ ивы, - как пишет Р. Грейвс, -  был связан с богиней Анат, позже жрецы стали утверждать, что ива является священным деревом Яхве». И далее: "Праздник кущей начинался как праздник осеннего урожая, и, согласно Талмуду, фарисеи с трудом могли справиться с  традиционным "легкомыслием" женщин". 

 

 

Шумеро-аккадской мифологии известно  дерево хулуппу, обычно отождествляемого с ивой, растущего на берегу Евфрата.  Богиня Инанна пожалела дерево, сгибаемое порывами ветра, и посадила его в своем саду. Однако в ветвях дерева поселился львиноголовый орел Анзуд («буря-ветер»), в корнях – змея, а в стволе – Лилит. Богиня требует у Гильгамеша срубить дерево и сделать из него для нее трон. Однако Гильгамеш выполняет ее требование только наполовину: срубает дерево и делает из его ветвей и корней «пукку» и «мукку» (вероятно, барабан и барабанные палочки) для себя.

В обряд украшения шумерской невесты входило в качестве заключительной части надевание сандалий и навешивание на пояс ивовой веточки - прикрывающая лоно "ветка ивы вместо фигового листка".  В Вавилоне из ивы изготавливали лекарство.

В Древнем Египте ива плакучая была священным деревом бога Осириса. Своими ветвями ива укрывала гроб Осириса, и когда его душа превращалась в птицу феникса, она садилась на ее ветви. По этой причине ива символизировала воскрешение бога. На западе ива рисовалась со склоненными в печали длинными ветвями, символизируя скорбь и грусть. Ее изображение широко использовалось в погребальном искусстве на памятниках и траурных приглашениях. В XVII в.  ива стала ассоциироваться с печалью из-за утраченной любви: покинутые возлюбленные и отвергнутые поклонники носили ивовый венок или головной убор из ивовых веток.

Персы в Сасанидское время праздновали Новый год летом, и ивовые ветви были частью новогоднего подношения царю: "посредине стола помещали семь ветвей различных деревьев (ивы, маслины, айвы, граната) и на разных листах писали: "умножилось", "умножится", "умножение", "богатство", "счастье", "изобилие". Царю подносили лепешки, испеченные «из муки различных зерен– пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, гороха, чечевицы, риса, кунжута, бобов, фасоли".

Особая роль отводилась ивовым ветвям в обрядах Навруза – Шогуни боор (Весенний Шогун) у припамирских народностей. В первый день Навруза хозяин вставал на рассвете, тайком выходил из дома и шел на восток. Срезав с ивы пять веточек, он возвращался и бросал их с крыши через светодымовое отверстие внутрь жилища.  Хозяйка посыпала эти ветви бобовой мукой: они считались священными. После завтрака хозяин связывал два веника, которые перевязывались ивовыми веточками, посыпанными мукой: «Иные ветки при этом не употреблять не разрешалось, так как требовались лишь ветки, срезанные в определенный час».  Одним веником сметали прошлогоднюю копоть со стен, вторым  очищали от  сажи потолок.

«Из веточек ивовых ветвей, принесенных хозяином, сплетали две маленькие модели тяжа (соединения грядиля с ярмом в форме круга)... Один выносили с удобрением в поле... а второй выбрасывали в определенное время из дома через дымовое отверстие в крыше».  Веники вместе с мусором выбрасывали в удаленное место, чтобы все нехорошее ушло вместе с ними.

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  4. Мифы народов мира, т. I;
  5. И.М. Дьяконов. Люди города Ура;
  6. Сандра Форти. Символы. Энциклопедия;
  7. И. Мухиддинов. Обряды и обычаи припамирских народностей, связанные с циклом сельскохозяйственных работ // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии.

Реклама

Книги