МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Туя

ТуяТуя (Thuja), туйя, хвойное вечнозелёное дерево или кустарник. Очень высокие деревья могут достигать 150 м и выше в высоту и иметь в обхвате от 2,5 до 6 м. В древесине туи содержаться ароматические эфирные масла, которые придают растению приятный запах. Это свойство обусловило латинское название дерева  от греческого «thuia», что означит ароматная древесина, или от  «thuo», что означает 'жертвовать', поскольку поленья из туи, распространявшие приятный аромат, использовались для жертвоприношений. В переводе с латинского «туя»  означает «воскурение», «жертвование».

Родина туи Северная Америка и Восточная Азия. Из шести наиболее распространенных видов туи, два происходят из Северной Америки: туя гигантская или западный красный кедр, и туя западная. Четыре вида происходят из Азии. Самым популярным видом является туя западная (Thuja occidentalis), или 'жизненное дерево', известная в  Европе еще с 1545 г. Коренное население Америки называло тую "деревом жизни" и под этим названием туя и «переехала» в Европу.

Немецкое название туи – "Дерево жизни" (Lebensbaum).

 

 

Возможно, упоминание "дерева жизни"  при описании  обители "светлокудрявой Нимфы" Калипсо, дочери Атланта, владычицы острова Огигия на Крайнем западе, относится именно к туе:  "Пламень трескучий сверкал на ее очаге, и весь остров / Был накурен благовонием кедра и дерева жизни, / ярко пылавших. .../ Густо разросшись, отовсюду пещеру ее окружали / Тополи, ольхи и сладкий льющие дух кипарисы…".

Павсаний, описывая величайшую из гор Аркадии – Киллену, упоминает разрушенный храм Гермеса Килления на ее вершине. Внимание Павсания было привлечено к материалу, из которого была сделана сохранившаяся статуя  Гермеса: «В древности у людей… были в ходу для выделки деревянных изображений следующие породы деревьев: эбеновое (черное) дерево, кипарис, кедр, дуб, тис и лотос. Статуя же Гермеса Килления не сделана ни из одной из этих пород, а из туи (можжевельника)".

Использованные материалы:

  1. Гомер. Одиссея, V, 57-64;
  2. Павсаний VIII, 17.

Реклама

Книги