МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Мирт. Часть 4

Мирт в мифологииГреческие колонисты, собиравшиеся основать новую колонию, брали с собой в морское путешествие ветви мирта. Эти ветви были символом их надежды начать новый цикл жизни в честь богини любви, владычествующей на море. В афинском храме Афины Полиады находилось изображение Гермеса из дерева почти невидимое из-за миртовых ветвей – посвятительном даре; на другие статуи возлагали женские волосы или венки из лавра.

В Древнем Риме мирт был посвящен богине любви Венере. Его ветви символизировали брачный союз, особенно союз сабинянского и римского племени при основании города. Поэтому выдающимся римским полководцам, как хранителям города, возлагались миртовые венки, называемые «овациями».

В Риме росли два миртовых дерева, состояние которых изменялось при переходе власти от патрициев к плебеям. Эти деревья называли Патрицианским и Плебейским. Считалось, что пока у власти находятся патриции, патрицианское дерево разрастается и зеленеет, а Плебейское - сохнет; но во время Марсийской войны, когда плебеи начали побеждать, их дерево снова ожило, а дерево патрициев начало сохнуть. 

 

 

У древних евреев мирт был символом мира. По легенде  после всемирного потопа Ной послал с горы Арарат, куда пристал его ковчег,  голубя с миртовой ветвью. Там где пролетал этот голубь, жизнь возрождалась заново. С тех пор мирт служит людям символом надежды.  

На древнееврейском празднике кущей (суккот) переплетение веток кипариса и мирта символизировало счастье и плодородие. Обряд проводимый на этом празднике назывался лулав (древнеевр. «ветвь финиковой пальмы»). Верующий должен был держать в правой руке лулав, а в левой - этрог, особый сорт лимона.  Р. Грейвс поясняет, что lulab представлял собой «тирс из сплетенных веток пальмы, ивы и мирта. Ethrog рос там не всегда, а был завезен из Индии после Пленения и, по-видимому, заменил айву, так как айва имела эротический смысл». Последнее объясняет строго регламентированные движения, совершаемые во время обряда.

В Бирме  Новогодний праздник воды - Тинджан начинается в ту ночь, когда зацветает своими желтыми миртовое дерево (падаук) (13-16 апреля). "Цветет падаук всего одну ночь. Тот, кто увидит, как распускаются его золотистые соцветия, будет удачлив в новом году". Начало праздника знаменуется появлением короля натов Тиджамина, который может являться в разных одеждах и с различными атрибутами. Когда он, "одетый во все золотистое, прибывает на буйволе или быке, держа в руках цветы и кувшин с водой", год будет урожайным, мирным, счастливым.

 

Использованные материалы:

  1. Энциклопедия суеверий;
  2. Энциклопедия мистических терминов;
  3. Р. Грейвс. Белая Богиня;
  4. С. Рамешова. Страна золотых пагод.
 

Реклама

Книги