МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Смоковница. Часть 7

Смоковница в мифологииЭлементы священной смоковницы - ашваттхи соотносились с разными частями микрокосмоса и принимали участие в моделировании социальных и религиозно-ритуальных структур. В ритуале царь соотносился последовательно с четырьмя сакральными деревьями, из которых изготовлялись ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн. Чашу из древесины ашваттхи подносил вайшья, из ньягродхи – знатный друг, из удумбары – кшатрий, из палаши – жрец.

Ветви четырех священных деревьев образовывали арки над четырехугольным алтарем в «Матсья-пуране». Один из гимнов Ригведы славит царя Варуну, который «в бездонном (пространстве)... Держит прямо вершину дерева. (Ветви) направлены вниз. Их основание – наверху. Да укоренятся в нас лучи!» (РВ I, 24, 7) Мировое дерево в Майтри-упанишаде (VI 4) описывается как arbor inverse – перевернутое дерево: «Наверху (ее) корень – трехстопный Брахман, (ее) ветви – пространство, ветер, огонь, вода, земля и прочее. Это Брахман, зовущийся единой смоковницей».

 

 

В «Атхарваведе» (II 7,3) подчеркиваются космические функции ашваттхи: «С неба тянется корень вниз, с земли он тянется вверх», а  Катха-упанишада (II 3,1) прямо называет это дерево смоковницей: «Наверху (ее) корень, внизу – ветви, это вечная смоковница».

Изображение листьев и плодов фигового дерева символически выражало  сочетание мужского и женского начал. По словам Плутарха «фиговый лист означает пьянство и телодвижение и, говорят, походит на мужской половой член», однако в индийской традиции, в соответствии с Анандой-тантрой, фиговый листок считался "традиционной формой йони". «Возможно, этим объясняется повсеместное использование фигового дерева как символа просвещения мужчины, которое, согласно воззрениям древности, было связано с познанием принципа женственности».

В «Махабхарате» (III 115, 35) говорится о браке бездетных жен с деревьями, причем в качестве «мужей» выступают ашваттха и удумбара. Символика соития выступает и в ритуале вытирания священного огня трением палочек, выструганных из ашваттхи. Такой ритуал описан в сказании о первом царе Лунной династии Пуруравасе и апсаре Урваши. Потеряв жаровню со священным огнем, Пуруравас добывает огонь заново – трением двух дощечек из смоковницы. Затем он приносит на этом огне жертву, приобретает природу гандхарвы и соединяется узами брака с Урваши.

Ашваттха в Индии до настоящего времени почитается как священное дерево, к ней обращаются с просьбами о богатстве и даровании мужского потомства. Женщинам предписывается по нескольку раз в день обходить ствол дерева. Обряд поклонения ашваттхе совершается каждый четверг месяца шравана (июль-август).  В давние времена проводились обряды бракосочетания между деревьями, и  «супругом» ашваттхи выступал баньян.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I, II;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. Л. Жуковская. Формы проявления культа природы в пантеоне и ритуалах ламаизма //Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии.

Реклама

Книги