МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Смоковница. Часть 8

Смоковница в мифологииСмоковница – родственница баньяна, оба дерева принадлежат роду фикус. Баньяном называли два вида деревьев, произрастающих в Индии – фикус бенгальский (лат. Ficus benghalensis) и фикус религиозный или дерево бо, бодхи (лат. Ficus religiosa). В сущности, название  «баньян» является  определением жизненной формы некоторых фикусов, при которой из ствола и ветвей фикуса вырастают длинные воздушные корни. Достигая земли, они укореняются, обеспечивая фикус водой и питательными веществами. Со временем корни утолщаются и превращаются в дополнительные стволы, служащие опорой для единой густой кроны.

Это удивительное дерево-рощу европейцы назвали  «баньяном» по наименованию индусских торговцев – banias, устраивавшихся для торговли, отдыха и общения под его обширной кроной. Многие виды фикусов со временем становятся баньянами, но у индийского вида Ficus benghalensis эта особенность проявляется чаще всего, и он наиболее знаменит. Фикус имеет крупные темно-зеленые листья и небольшие круглые красные плоды. По виду они напоминают инжир,  в пищу не пригодны, но для обезьян и птиц являются любимым лакомством.

 

 

Начинает этот фикус свое развитие как эпифит, укрепившись в развилке или в ином укромном месте на ветвях другого дерева. Удерживаясь на приютившей его ветке, эпифит крепко обвивает ее своими корнями, частью сползающими понемногу по стволу дерева-опоры на землю, частью образующими многочисленные воздушные корни, которые быстро растут книзу и укореняются в почве, сильно разветвляясь. Буйно разрастается и крона дерева. Таким образом, из одного семени образуется как бы целая роща. В ботаническом саду в Калькутте баньян в возрасте 150 лет имел крону окружностью 300 м и более 300 столбообразных корней.

Ficus religiosa – родственник фикуса бенгальского, имеет вид такого же разросшегося благодаря воздушным корням дерева, но чаще не является эпифитом. В Индии это дерево считается священным, под ним часто медитируют. У него много других названий: «Ньягродха» (санскр. nyagrodha) означает «вниз растущее», «Вата» (санскр. vata) в переводе – «ветер, двигаться, окружать», от способности дерева разрастаться в стороны, «Бахупада» (санскр. bahupada) — «одно со многими ногами, многоногое».

В религиозных текстах на санскрите этот фикус называется «Ашваттха» (ashvatha), на пали – «Ашаттха» (assattha) и «Руккха» (rukkha). Современное название на хинди и близких языках – «Пипал» (Peepal), на сингальском – «Bo-tree». Лист пипала имеет сердцевидную форму и оканчивается длинным капельным острием. Форма листа считается прототипом архитектурных компонентов буддистских религиозных сооружений. Плоды этого фикуса несъедобны, созрев, они приобретают фиолетовую окраску.  

Фикус религиозный, ашваттха – это и есть то дерево бодхи, под которым Будда обрел просветление («бодх», «будх» — означает «пробужденный», от этого корня происходит и имя «Будда»). Жизненный цикл дерева, из ветвей которого вырастали воздушные корни и устремлялись вниз, к земле, а укоренившись, выпускали ветви, тянущиеся ввысь, к небу, вероятно, подсказал наблюдательному  Будде в чем состоит путь спасения от череды перерождений: надо  обрубать одну за другой нити человеческих слабостей, чтобы они не укоренились пороками и не привязали бы человека навечно к материальному существованию. Следуя этим путем, человек мог обрести освобождение и достичь царства Света и безмятежного покоя.

 

Использованные материалы:

  1. Меннинджер Э. Причудливые деревья.

Реклама

Книги