МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Лиана. Часть 1

Лиана в мифологииЛиана - это вьющееся растение, стебель которого находит вертикальную опору и поднимается по ней высоко в воздух, где развивается его листва и распускаются цветки. В основе названия лежит франц. lier — связывать: обвивая ствол, лиана как бы «связывает» свой стебель с деревом. В сущности, лиана является жизненной формой растения, не способного самостоятельно вознести свои цветки к свету.

Стебель лианы может быть травянистым, как у вьюнков, или деревянистым как у виноградной лозы. Он может прикрепляться к стволу усиками или  присосалами – особыми короткими корнями, выходящими из нижней поверхности ветвей, может просто обвивать ствол своим стеблем. Некоторые лианы удерживаются между  разветвлениями дерева, опираясь на них своими боковыми ветвями, иглами, колючками.

Среди множества версий мифа о происхождении людей, одной, довольно распространенной,  является версия  о растительном происхождении. У кайанов, обитателей индонезийского острова Калимантан, происхождение первых людей связано с лианой.

 

 

Миф в сжатой форме  гласит, что вначале были только вода и небо. На скале, упавшей с неба, с помощью червей образовалась почва. Спустя длительное время с Солнца упала рукоять ножа или меч. «Эта рукоять, вонзившись в почву, пускает корни и превращается в дерево. Затем с луны падает лиана, которая обвивается вокруг дерева и пускает корни. Лиана с помощью ветра становится супругом дерева, и от них рождаются первые люди».

Для мифологического мышления свойственно прямое отождествление: дерево это женщина, лиана - мужчина. Два растительных первопредка порождают уже полностью антропоморфных  прародителей людей. Благодаря извивающемуся стеблю, лиана легко отождествляется со змеем. Такую композицию мы видим в статуэтке, обнаруженной при раскопках  в Кириаф-Сефер,   месте, упоминаемом уже в Книге Иисуса Навина и в Книге судей. Статуэтка изображает богиню, вокруг которой обвилась змея.

Швейцарский психиатр Карл Юнг, основатель «аналитической психологии», признавая дерево символом женщины, матери, и писал, что «символ дерева, обвитого змеею, следует между прочим толковать в смысле матери, защищаемой благодаря противлению против инцеста». В шумерской мифологии змеевидность была присуща мужским божествам. Змей-супруг, сжимая в объятиях свою супругу, выступал «как хранитель и защитник драгоценного клада».  

 Использованные материалы:

  1. Я. В. Чеснов. Миф о мече и начало государственности в Восточном Индокитае //Религия и мифология народов Восточной и Южной Азии;
  2. Церен. Библейские холмы.

 

Реклама

Книги