МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Лиана. Часть 4

Лиана в мифологииАцтекам была известна  еще одна лиана с травянистым стеблем, цветущая голубыми, красными и фиолетово-синими цветками - Ipomoea violacea. Ацтеки называли этот психоактивный  вьюнок «tlitlitzen»,  от корня в языке науатль, означающего  «черный цвет» и суффикса, выражающего почтение.

Семена этой лианы в отличие от коричневых и круглых семян ололиуки, имеют  черный цвет и удлиненную  форму. Черные семена, более сильнодействующие,  часто называют macho («мужчина»), — их употребляют мужчины; коричневые семена, называемые hembra («женщина»). употребляются женщинами. В некоторых деревнях сапотеков известны оба вида, Turbina corymbosa и Ipomoea violacea; в других используется только последний.

 

 

Испанский врач Франциско Эрнандес, исследовавший в течение семи лет растительность Мексики, в числе 3000 неизвестных растений описал оба вида этих вьюнков - Ipomoea violacea и Turbina corymbosa. Упоминая об употреблении астеками этих растений, он сравнивал их действие с действием белладонны: «Когда их жрецы хотели вступить в общение с богами и получить от них послание, они ели это растение, чтобы вызвать у себя бред. Перед ними появлялись тысячи видений и дьявольских галлюцинаций».

В контакт со сверхъестественными мирами можно было вступить и употребляя кору лесной лианы Banisteriopsis caapi. Среди индейцев хиваро, жителей Эквадора, напиток,  изготовленный их коры этой лианы, называется  аяхуаска, что означает "лиана души".

"Как правило, питье из лианы банистериопсис используется, чтобы вернуть души больным пациентам или узнать у духов, кто навел на человека порчу. Это зелье также применяется в колдовстве: оно позволяет черному магу превратиться в птицу или другое животное, чтобы нанести кому-то вред. Но главное, благодаря священному снадобью шаман получает возможность участвовать в космической жизни, "сливается в одно целое с мифическим миром Творения".

На более элементарном уровне аяхуска считается сильнодействующим лекарством. Хиваро считают, что могут встретиться со своими духами-помощниками - ценцаками - только в видениях, вызванных этим напитком. Поскольку "причиной болезни в первую очередь является колдовство, священное снадобье помогает обнаружить истоки заболевания. Некоторые духи-ценцаки обеспечивают психическую защиту против возможной магической атаки".

 

Использованные материалы:

  1. Невилл Друри. Шаманизм.

Реклама

Книги