Шаманское деревоКогда кто-то из сахалинских нивхов становился шаманом, для него устанавливали ель, у которой обрубали все ветви кроме четырех: считалось, что на них садятся во время отдыха духи-помощники шамана. Такая ель называлась чуң чхар (дерево чуң). Вокруг этого дерева втыкали по два прута от пяти деревьев: ольхи, рябины, клена, тальника и черемухи. На Амуре тоже устанавливали в этом случае дерево, называемое чамчэдьиршаманское сухое дерево. У его основания ставили деревянного идола-сторожа, который следил за тем, чтобы на дерево не садились посторонние, не обслуживающие данного шамана, духи. После установки такого дерева тесть будущего шамана изготовлял для него шаманские атрибуты.

По данным Л.Я. Штернберга и Ч.М.Таксами родовое дерево, у которого амурские нивхи проводили ежегодный обряд жертвоприношения небу, тоже называлось "сухим деревом" (че дзигр). Обычно в его роли выступала высокая высохшая лиственница. К ней приставлялся специально для этой цели срубленный ствол лиственницы, осмысляемый как часть дороги небесного человека, приходящего за жертвенными дарами. Осеннее кормление хозяина тайги, проводившееся вскоре после покрытия реки льдом и знаменовавшее начало нового года, тоже проходило у комплекса из сухой и свежесрубленной лиственниц. У родового дерева че дзигр проводился и медвежий праздник нивхов. Такая высохшая, но стоящая вертикально сухая лиственница, была символом связи людей с небесным миром.

А.Б.Островский приводит некоторые данные о шаманском дереве со слов жены лесника П.П.Кехана, домохозяйки, но в прошлом иногда камлавшей. Женщина заболела когда ей было около 39 лет. У нее часто стали повторяться припадки, после которых она начинала петь и разговаривать, по ее словам, с какими-то зверями. Родные спросили ее, что нужно сделать, чтобы она не переживала такие мучительные боли, и женщина попросила изготовить стружки из ольховника (хеоңи), молодой ели (п' рун) и тальника (куйңи). Еловые стружки она повесила на шею, а стружки из ольховника и тальника надела на голову наподобие венка. По ее просьбе в доме стали жечь ветки багульника, от запаха которого ей становилось легче. Наконец она попросила изготовить для нее пару человеческих фигурок, парные фигурки зверей, бубен и че зuhp из молодой ели.

Для этого срубили ель, оставив ветки на вершине и две, симметрично расположенные ветки, ниже по стволу. По словам нивхов эти две ветки были похожи на человеческие руки и назывались тот (рука). Под ними на ствол нанесли изображение человеческого лица. Эту ель поставили недалеко от дома со стороны восхода солнца. Изображение на ней "кормили": мазали рот едой. После особенно тяжелого припадка, с большим трудом и с помощью державших ее людей, женщина обошла четыре раза против часовой стрелки вокруг ели, распевая песни и моля духов (в данном случае - тигров) пожалеть ее и перестать мучить. После этого она почувствовала себя хорошо и каждый раз после припадка стала лечиться таким же образом - совершая обход вокруг че зuhp. По словам информантов лечить людей шаманки могли только в состоянии припадка, когда они устанавливали контакт с духами животных и птиц.

Остается добавить, что по возвращении после первого обхода вокруг че зиhр, женщина обошла вокруг установленного в центре помещения "шаманского очага" т'овс из лиственницы, тоже сделанного по ее просьбе. Он представлял собой небольшой чурбан на четырех коротких ножках и такие же ножки торчали кверху. На каждой верхней ножке было вырезано по изображению головы камбалы, медведя, змеи и человека. На чурбане было сделано четыре пояса, между которыми древесина была выдолблена, так что они представляли собой как бы полки. Верхняя полка имела небольшое углубление. На это место положили горящий уголь и сверху бросили ветки багульника, ели и растения ойра. Вдыхая их запах, больная обошла этот шаманский очаг. Обычно такой очаг нивхи делали в самом начале становления шамана. Изображения человека и зверей¸ которые наносились на шаманский очаг, являлись изображениями духов-помощников шамана. Обязательными атрибутами каждого нивхского шамана была налобная повязка из стружек инау, свое шаманское дерево, на которое слетались его духи-помощники, и шаманский очаг.

Использованные материалы:

  1. Крейнович Е. А. Нивхгу;
  2. Островский А.Б. Мифология и верования нивхов;
  3. Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов.