Представление об одной душе, покидающей тело после смерти, относится к современности. В древности же у всех народов существовали представления как минимум о двух-трех «душах» - жизненных сутях или жизненных силах человека, судьба которых после его смерти складывалась  по-разному.  Но одну из них  - тень, двойника умершего - всегда «отправляли» в неозначенное ни на какой карте место –  загробный мир. Это делалось с целью обезопасить живущих от возможных вредоносных действий со стороны духа умершего. Конечно, покойных любили и почитали, но опасение, что  «внимание» их к живым может обернуться вредом для последних, вынуждало «поселять» умерших в далеком краю, запутывать дорогу к нему,  стирать следы провожатых, не произносить имени покойника – все это делалось с единственной целью: препроводив Туда, не дать возможности найти дорогу Оттуда. С этой целью проводились специальные ритуалы и обряды, которые помогли бы умершему добраться до места, где ему надлежало находиться постоянно и возвращаться к живым только в тех случаях, когда специально проводимые обряды делали его кратковременный приход безопасным для живых. 

 

Загробный мир называли по-разному. У карело-финнов это была  «солнечная страна», у древних грузин «страна серн», у шумеров «страна без возврата», у японцев «страна желтого источника», у обских угров "птичья страна", у маньчжурских народов он просто определялся как тулэрги, что означало "по ту сторону земли" и т. д. Некоторые народы представляли  загробный мир под землей, другие – под водой, третьи – на острове, на вершине горы или на небе. Умерший мог достичь его либо самостоятельно, либо с помощью животных – собаки, барана, коровы, коня, птицы. У многих народов для этой цели существовала определенная категория лиц, в обязанности которых входило «сопровождение» умершего в  пути к месту последнего пристанища. Поэтому особая важность в архаическом похоронном обряде придавалась описанию пути в мир мертвых и  места, где он располагался. В сущности, от того, где  находился загробный мир, зависел и сам характер пути.

И тут мы сталкиваемся с кажущимся противоречием в его локализации: он мог располагаться под землей, на дне, т. е. внизу и одновременно в какой-либо части света, чаще всего – на севере или западе, т. е. на плоскости. Связано это было с  представлениями об общей космологической моделе мира – вертикальной или горизонтальной.  До того времени как люди начали оседать на местах, они непрерывно передвигались в поисках пищи, укрытий, источников воды. Мир разворачивался перед ними в горизонтальной проекции. Восток, место восхода солнца, считался передней стороной, запад, место  заката, - задней; с наступлением зимних холодов человек уходил из северной зоны вслед за мигрирующими к югу стадами, весной он вместе с ними же возвращался с юга на север.

Создание  поселений, даже временных,  уже послужило  предпосылкой для определенной локализации загробного мира. Так, у кетов вплоть до недавних времен существовал обычай хоронить зимой труп на пне или на помостках-лабазах. Весной же труп отвозили на место, где уже имелось несколько захоронений. Аналогичная традиция сложилась и у ненцев, которые, находясь за сотни километров от родовой территории,  оставляли труп на нартах и лишь по окончании весенней перекочевки к северу хоронили покойника на одном из родовых кладбищ. Поскольку горизонтальное деление вселенной исторически предшествовало вертикальному, следы этих представлений  сохранились в современных языках некоторых народов. Советский этнограф А.Ф. Анисимов приводит эвенкийский лингвистический материал, иллюстрирующий это положение: «у эвенков в числе названий для верхнего мира вселенной фигурирует слово тыманитки, дословно – к утру (востоку); для нижнего мира – долбонитки, дословно – к ночи (западу)".

В финской мифологии загробный мир Манала  расположен на северной окраине мира и одновременно под землей. В скандинавской - царство мертвых Хель  помещается под одним из корней Иггдрасиля, но в горизонтальной проекции хель помещался на севере: "а дорога в хель идет вниз и к северу". В якутских мифологических представлениях мир делился на три яруса: верхний, средний и преисподняя. При этом считалось, что нижний ярус находится за горами на севере, где лежит ледовитое море Муус Кудулу.  В мифологии папуасов  при вертикальном  трехчастном делении мира местопребыванием умерших является подземный мир, а в горизонтальной проекции он может располагаться за рекой, в отдаленных районах.

Очень многие народы ассоциировали забвение и смерть с севером. Эта часть света связывалась с тьмой, холодом, болезнями и ледяным миром.  В кельтской мифологии птицы Другого Мира всегда прилетали с севера. На севере находился остров со стеклянной башней, на которой жили фоморы. Их называли "нижними демонами" и боги воевали с ними.  В мифологических представлениях скандинавских народов, загробный мир мог одновременно находиться и под одним из корней Иггдрасиля, и на севере. Имя карлика, который, как считалось,  поддерживает небесный свод на Севере, - Нордри - «означает "вдали" или "под", подразумевая ночное странствие Солнца по нижнему миру. Тропа мертвых, ведущая в это царство, находится на севере».(4) "… в древней Скандинавии двери никогда не делались на север. Эта сторона считалась "несчастной" стороной. Наоборот, жилище смерти в Эдде (Настранд) имеет дверь с северной стороны…  со стороны смерти". (5) В киммерийской земле, где царят вечные сумерки, поместил Овидий бога сна греческой мифологии - Гипноса, сына Ночи и брата Смерти. Для греков это была земля на северной окраине мира. Двери римского храма Двуликого Януса, расположенные  на северной стороне, раскрывались настежь во время войны для того, чтобы бог мог принять души погибших. Во время мира они были закрыты.    

Китайская космология связывает Север с водой, а Юг с огнем. На протяжении правления трех династий умерших императоров хоронили в северной части города и "головой на север, потому что умерший уходит в темную область".(6)  Юг ассоциировался с верхом и  считался главным направлением. Сын Неба должен был всегда восседать лицом к югу, поэтому его трон  был обращен на юг. В северном предместье столицы проводились жертвоприношения Хоу-ту, божеству земли всей страны и правителю столицы мрака.   Его внук Куа-фу, великан, был связан с миром мрака и обитал на севере, на горе Чэндуц-зяйтянь, которую древние китайцы считали местом  входа в подземный мир.

В ойрат-калмыцкой мифологии вход в нижний мир, где обитал черный змей, находился на севере или северо-востоке под камнем в расщелине горы, находящейся около Кеки-тенгис («синий океан»). Тибетские локальные божества Сабдаг(«владетель земли») представлялись обитающими в расселинах  на севере и северо-востоке. Кроме того считалось, что они населяли пещеры, жили на земле  и даже  в  домах. Их  представляли либо в антромопорфном образе - старухи с мешком и посохом или верхом на баране, либо в облике существ с человеческим телом, но головой мыши, крысы, сурка, свиньи или кабана.

Израильские женщины оплакивали Таммуза  у северных ворот   Иерусалимского храма. Среди руин кургана Телль-Эль-Хасн, находящегося на краю Израильской долины, были обнаружены небольшие талисманы в виде змей. "Судя по таким находкам, эти храмы были посвящены Астарте, ханаанской богине плодородия, и Дагону, верховному божеству филистимлян, который был полурыбой-получеловеком". Развалины храма Астарты находились на южной стороне, Дагона - на северной.  Дворец для западносемитского Балу, бога грома и молнии, дождя и связанного с дождем плодородия,  был построен тоже на северной горе  Цапану ("северная"), на иврите Цафон, античный Касиус. В  Вавилоне главное помещение жилого дома располагалось всегда в южной части дома, так, чтобы дверь выходила на север.  Во времена Навуходонасора  входная дверь окрашивалась в красный цвет, для защиты от злых духов. 

В некоторых случаях загробный мир считался находящимся на востоке. Так, в представлениях мордвы его можно было достичь переплыв  "огненный поток". «Приглашая покойных на поминки, обращались на восток, говорили: "Придите дорогой под землей, по мосту , ведущему через долину"». (8) Забайкальские буряты местопребыванием умерших считали "холодные" земли за р. Лена на северо-востоке, поэтому  выражение  «умереть» дословно звучало как "отправиться на восток - за Лену". По представлениям  папуасов маринд-аним душа умершего сперва отправлялась на восток, где превращалась в различных животных, а уже оттуда направлялась в загробный мир на западе. На многих старинных картах  наверху располагается именно восток, а не север. 

Часто потусторонний мир соотносился с небом  Попасть туда можно было с помощью птиц, или превратившись в птицу. Так, у римлян считалось, что из погребального костра  душа царя  вылетала в образе орла. Обские угры перед шалашиком, в котором хранилось изображение умершего, "клали головой на север убитую утку. После этого шалашик с изображением сжигали. Делалось это весной, когда,  прилетали утки, и обязательно при южном ветре, чтобы душа могла добраться вместе с уткой в мир духов". (10) Орочи даже помещали тело ребенка, умершего до года, в гроб, "выдолбленный в виде птицы, чаще всего утки". (11) Души тибетских царей могли попасть на небо, поднявшись по веревке. В некоторых малайских племенах с этой целью в могилы втыкали шесты, так называемые  «лестницы для душ»". К такому же способу прибегало непальское племя мангаров: на палке, втыкаемой в могилу, делалось 9 надрезов, символизирующих ступени. На небо можно было попасть по струйке дыма, по стеблю вьющегося растения, по солнечному лучу, по лестнице из перьев, даже по  лестнице,  составленной из оленьих рогов. Русский писатель и историк Н.М. Карамзин в своей "Истории государства Российского" пишет: «По свидетельству жития князя Константина Муромского, вместе с умершими полагались в могилу сплетенные из ремней лестницы...". В наиболее архаичных представлениях скальные выступы гор служили ступенями "лестницы", ведущей на небо. 

В современную эпоху утвердилось представление о загробном мире, состоящем из двух разделов:  небесного и подземного. Пребывание души человека в одном из разделов определяется характером поступков, совершенных им при жизни. За праведно прожитую жизнь, покойный может рассчитывать на допуск в рай, связываемый с небесным, верхним миром, за плохие поступки его ожидает пребывание в подземном мире – аду. В следующих статьях будут подробнее рассмотрены мифологические представления разных народов о загробном мире.

 

 

Использованные материалы:

  1. Вадецкая Э. Б. Сказы о древних курганах;
  2. Анисимов А.Ф. Космологические представления народов Севера;
  3. Широкова Н.С. Культура кельтов и нордическая традиция античности;
  4. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;
  5. Пропп В.Я. Морфология <волшебной> сказки. Исторические корни волшебной сказки;
  6. Смирнов Ю.А. ЛАБИРИНТ. Морфология преднамеренного погребения;
  7. Вернер Келлер. Библия как история;
  8. Мокшин Н.Ф. Трансцендентальный мир в религиозно-мифологических воззрениях мордвы// VI конгресс этнографов и антропологов России;
  9. Мифы и предания папуасов маринд-аним;
  10. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме;
  11. Березницкий С.В. Мифология и верования орочей;
  12. Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза;
  13. Мифы народов мира, т.I, I.I