МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Загробный мир 4. С человеческим лицом

Когда и как могло зародиться представление о загробном мире, в котором человек уже мыслился в  своем, человеческом облике? Если труп оставался в природной среде – в земляной яме, в дупле, на ветвях и пр. – он продолжал оставаться  ее частью. Возможно, обычаи сохранения своих покойников при себе – в жилище и даже в путешествии – были выражением произошедшей в архаическом сознании перемены: человек, умерев, должен оставаться частью человеческого коллектива, а не исчезать в природном мире. На это указывают свидетельства архаических обычаев некоторых народов, касающиеся умерших.

ЮкагирПо свидетельству Я.И.Линденау юкагиры соскабливали мясо с костей, собирали их в скелет и обряжали его в платье. Они помещали такие наряженные скелеты в свои юрты и постоянно держали их на виду, иногда по 10-15 штук. «Во время путешествия и на охоте юкагиры возят эти кости на нартах, причем предназначают им лучшие нарты и лучших оленей». (1) Если же умерший был шаманом, то в этом случае всем соплеменникам раздавалось хотя бы по маленькой косточке. Также и андаманцы,  проживающие на Андаманских островах в Индии и «сохранившие быт каменного века, имели обычай носить с собой останки умерших. Папуасы киваи носили череп предка привязанным к шее». (2) Вероятно, из таких древнейших обрядов, родились впоследствии обычаи повторного захоронения, сохранения костных останков в оссуариях, изготовления деревянных «заместителей» умерших и пр.

 

Стремление оставить умерших при себе, в жилище, мы видим также в обычаях и обрядах  ранних земледельцев. В этом случае умершие оставались частью человеческого коллектива. Помощь в охотничьей добыче, которую ожидали от умерших сородичи, занимавшиеся охотой и собирательством, у земледельцев представлялась  в содействии умерших плодородию земли и через это – в обеспечении своих потомков хорошими урожаями. Показательны в этом плане обычаи захоронения умерших под полом собственных жилищ. К примеру, в Чатал Хююке у восточной стены жилища хоронили женщин и детей, у северной стены или в северо-восточном углу хоронили мужчин. В представлениях земледельцев загробный мир "превратился" в Поле, у египтян он так и стал назывался – Поля Иару, на которых, как представлялось, умершие без труда собирали богатые урожаи.

В древнейшие времена женщина-мать была центром разрастающейся группы, связанной родственными узами. Естественно, что после смерти ее образ продолжао оставаться центральным и в загробном мире. Селькупы считали, что каждая порода зверей, насекомых, змей  и пр. ведет свое начало от матери-прародительницы: «все лисицы с матерью их… все змеи с матерью их…».  Можно дополнить этот ряд словами:  и «все люди с матерью их». Считалось, что мать-прародительница, женщина, хранительница домашнего очага,  добравшись после смерти до загробного мира - селения мертвецов -   «устанавливала»   чум и начинала ждать прихода своих детей и близких. С этой целью  нганасаны  на похоронную нарту умершей   укладывали жерди для смертного чума. Выполняя функции хозяйки при жизни, после смерти она становилась хозяйкой мира смерти.


Представления о загробном мире как селении мертвецов, в котором хозяйкой и распорядительницей продолжала оставаться женщина, или следы таких представлений сохранились  и дошли до наших дней  в мифах многих народов мира. Во многих из них домашний очаг представлялся связанным с подземным миром. Иногда он в буквальном смысле служил  «проходом» в него. С началом утверждения патриархата домашним очагом стали заведовать женщина и мужчина вдвоем, а с окончательным установлением патриархальной идеологии родоначальником и хозяином родового огня считался уже только мужчина. Более того, в некоторых мифологических системах, женщина со своим очагом осталась под землей, а мужчина-родоначальник, связанный с огнем, получил небесное место жительства.


Вероятно, первоначально загробный мир мыслился общим для всех людей, но уже вскоре стал  подразделяться на более мелкие мирки,  в которые умерший попадал в зависимости от рода смерти. Одни  предназначались для сгоревших,   утонувших, повесившихся, павших от оружия, растерзанных зверем, другие - для  умерших естественной смертью, третьи - для умерших от болезней, родов, пропавших без вести, умерших  при рождении. У некоторых народов Севера с загробным миром  стал соседствовать мир собак, что отражало огромное значение этих животных в жизни людей. Позже развились представления о двух разделах загробного подземного мира: один для совершивших злые и плохие поступки при жизни, другой -  для совершивших хорошие. Соответственно, и условия пребывания в этих разделах представлялись разными. Потом загробный мир разделился окончательно: для плохих он остался под землей, для хороших переместился на небо или на таинственный и недосягаемый для живых остров.

Кроме всего перечисленного, круг понятий о загробном мире включает в себя  его локализацию, разнообразные способы захоронения (воздушное, подземное, водное, огненное); представления о судьбе жизненных сил (=душ) после смерти их носителя, о возрождении, о плодородии, проистекающем из загробного мира, и о происхождении самого человеческого рода из чрева Матери Земли. Все эти представления будут по возможности рассмотрены в следующих статьях.

 

 

Использованные материалы:

  1. Федоров В.Н. Воители трех миров;
  2. Петрухин В.Я. Загробный мир: мифы разных народов.

Реклама

Книги