МИФОЛОГИЯ

народов Мира

Конец света. Часть 3

В древнеегипетской мифологии нет сказаний о конце света, возможно, потому что подобие такого конца наступало ежегодно, когда египетская земля покрывалась водами разлива на три месяца. С древнейших времен сохраняется представление о первобытном океане Нун, из которого Ра-Атум начинает сотворение мира: «Не существовало еще небо и не существовала земля. Не было  еще ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия».  

 

Мир, скрытый водами... Из этих вод Атум-Ра создает небо и землю, затем оплодотворяет себя собственным семенем и «выплевывает» первую пару богов – Шу и Тефнут, следом за ними – других богов: «Девятка богов Атума возникла через его семя и его пальцы». Созданным миром правит Ра-Атум, однако прочие боги не совсем довольны положением вещей. «Книга мертвых» содержит фрагмент, в котором, Ра-Атум угрожает строптивым богам: «Я разрушу все, что я создал. Мир снова превратится в первобытный океан (Нун) и бесконечность (Хух), как было в начале». Наконец, диалог Осириса, правителя мертвых, с Атумом, указывает на наличие представлений о цикличном характере разрушения и воссоздания мира: «...когда Осирис пожаловался  на свою жизнь в темноте, его успокоили слова Атума о том, что только они двое, Атум и Осирис, пребудут вечно, когда мир прекратит свое существование и возвратиться в свое первоначальное состояние – океан Нуну. Тогда Атум и Осирис примут облик змей и не будет ни богов, ни  людей, чтобы увидеть их…". (1)

Мир, скрытый водами... Так представлялась пралайя ("разрушение") - период между концом старого мира и возрождением нового  в индуизме. В Индии была разработана необыкновенная по своим временным масштабам теория циклического создания и разрушения вселенной. За единицу исчисления времени была принята кальпа (санскр. "порядок", "закон") - "День Брахмы", состоящий из 1000 маха-юг (периодов по 4 юги). Эти четыре юги (санскр. yuga = букв. “упряжка; поколение”)  - Сатья Юга, Трэта Юга, Двапара Юга и Кали Юга, отличаются одна от другой  благоприятностью условий существования и уровнем нравственности людей в убывающем порядке. По окончании дня Брахмы мир гибнет в огне, остаются в живых только сам Брахма, божественные мудрецы, полубоги и наступает  "Ночь Брахмы", равная по продолжительности дню.

Период активности называется манвантара, период покоя -  пралайя (растворение).  Сутки Брахмы состоят из 14 манвантар. 360 Дней и Ночей Брахмы равняются одному году Брахмы, а сто лет Брахмы соответствуют веку Брахмы или Великой Манвантаре.Таким образом, Великая Манвантара делится на  Дни Брахмы, или Малые Манвантары, и  Ночи Брахмы, или Малые Пралайи. Во время Малой Пралайи мир не исчезает, но умирает все живое, чтобы ожить во время Дня Брахмы. Однако по происшествии 100  своих лет умирает  даже Брахма, все боги и мудрецы гибнут вместе со всей вселенной, которая разлагается на свои основные элементы, - наступает Великая Пралайя. 

«Согласно Махабхарате и Пуранам, горизонт воспламенится, на небосводе появятся семь или двенадцать солнц, они осушат моря и сожгут землю. Самвартака (огонь космического пожарища) разрушит всю вселенную. Затем, в течение 12 лет будет низвергаться непрерывный ливень, земля погрузится в воду, а все человечество будет уничтожено (Visnu Purana, 24, 25). На поверхности океана, сидя на космическом змее Шеше, спит погруженный в сон Вишну (Visnu Purana, VI, 4, 1-11). Затем все возникает вновь, с самого начала, и так далее до бесконечности».(2) Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи - Кали-юги Вишну явится в образе человека верхом на белом коне, с пылающим мечом  в руке. Он осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу ("золотой век").

 В джаянской мифологии цикличность времени представлялась в виде колеса с 12 спицами. Восходящее движение колеса называлось аутсарпини (букв. «ползущее, пресмыкающееся вверх»), нисходящее -  и авасарпини («ползущее, пресмыкающееся вниз»). Мир представлялся безначальным и бесконечным, но проходил и будет проходить от блаженно-счастливого времени «хорошего-хорошего»  через постепенную деградацию и ухудшение к ужасам и страданиям  «плохого-плохого», а затем опять возвращаться к золотому веку. Таких периодов насчитывалось 5 и человечество в настоящее время проживает в пятом периоде, который будет длиться еще 21 тысячу лет. Постепенная  всеобщая деградация приводит в конце концов к исчезновению самой джаянской религии и общины. Конец света рисуется устрашающе: "Земля раскалится докрасна. Перестанут произрастать растения. Страшная жара днем и ледяной холод ночью заставят все живое искать убежища в океанских пещерах. В конце периода задуют свирепые ураганы. Затем начнется аутсарпини – восходящее движение колеса и все повторится в обратном порядке. Семь видов дождей напоят землю и пробудят семена растений". (3)

Буддизм учит, что человечество должно будет пережить три периода - три кальпы, отличающиеся своими характерными особенностями. Первая кальпа представляет собой период созидания, познания человеком мира и законов его развития. Вторая - это период расцвета человеческой цивилизации, характеризующийся совершением открытий и различных изобретений. Третья кальпа заключается в распаде нижних миров, в том числе и человеческого. Незатронутыми остаются только миры высочайших богов — брахм. Конец света согласно преданию начнется, когда над землей взойдут семь солнц. Все  будет охвачено огнем, который уничтожит все живое на планете, а затем иссушит водоемы. После огня задуют ветры, разрушающие все, что было построено руками людей.  Затем прольются  проливные дожди, превращающие землю в огромный водоем. И только по истечении многих лет в нем зародится жизнь, которая повлечет за собой развитие новой цивилизации.

 

 

Использованные материалы:

  1. Р. Антес. Мифология в древнем Египте//Мифологии древнего мира;
  2. Элиаде М. Аспекты мифа;
  3. Мифы народов мира, т. I.

Реклама

Книги