Мифологии
Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов
Обзорные статьи по мифологическим представлениям разных народов
В дополнение ко всем своим титулам царь именовался Могучим Быком, Осирис – «Великим быком Запада», которым представлялся новый, нарождающийся лунный серп. День полнолуния в египетском иероглифическом письме изображали в виде лунного диска на стволе кипариса. В древности на ствол или столб «помещали не лунный диск, а голову рогатого животного». Слово «жертва» передавалось иероглифом, представлявшим собой голову коровы или быка. В доисторическую эпоху святилища и архитектурные сооружения Египта «были украшены рогами и черепами быков и антилоп, которые считались лунными апотропеями».
С этим божеством была связана богатая мифология, но поскольку она большей частью существовала в устной традиции, до нас дошли только отрывки историй, посвященных Бесу. Во всех сценах, изображающих Беса, он присутствует при рождении царя или бога солнца. Одно из древнейших изображений бога Беса найдено на барельефе храма, построенного царицей Хатшепсут около 1600 г. до н. э. Оно представляет Беса в сцене, имеющей отношение к рождению основательницы храма. Фигура Беса изображается во всех домах рождения египетских храмов, он всегда присутствует при рождении царя или бога солнца. «Его также изображают держащим на левой руке Гарпократа, молодого бога солнца, и дающим ему пищу из свой правой руки, или же он несет ребенка на своем плече». Однако покровительство Беса предполагало не только обеспечение ребенка пищей, но и его развлечение. Поэтому Бес часто изображался смеющимся над ребенком, танцующим нелепые танцы и играющим для него на арфе, что сделало его со временем богом танцев, музыки и веселья, известного в этой ипостаси как Бес-хит («Бес танцующий»).
Египетские нетеру «представляют собой просто образы, проявления, периоды существования или атрибуты одного бога – бога, который, как следует помнить, будучи Ра, богом Солнца, является олицетворением и символом Бога. Тем не менее, именно поклонение нетеру стало основанием для обвинения египтян в «примитивном идолопоклонстве». Иллюстрацией подобного непонимания особенности египетской религии, может служить приводимый У. Баджем отрывок из произведения римского поэта-сатирика Ювенала: «Кто не знает, о Волюсий из Вифинии, обо всяких чудищах, которых Египет в своем слепом безрассудстве обожествляет? Одни поклоняются крокодилу, другие трепещут перед ибисом, наглотавшимся змей. Образ священной обезьяны блистает золотом там, где магические звуки доносятся из разбитого пополам Мемнона и где погребены в руинах древние Стовратные Фивы. В одном месте Египта почитают морскую рыбу, в другом – речную; там целые города поклоняются псу, Диане же – никто. Нечестивым считается повредить или грызть лук-порей и черный лук. О святые народы, чьи боги растут в их садах!».
«Первобытный бог был неотъемлемым атрибутом семьи», но у главного города нома тоже был свой божественный покровитель и охранитель, и каждый египтянин чтил не только семейного бога, но и городского, и общегосударственного, живым образом которого на земле являлся фараон. Многие из этих семейных и деревенских божеств-покровителей так и не превратились в настоящих богов и не обрели постоянного культа, однако существенного «различия между маленьким деревенским божеством, чьим святилищем была хижина из соломы, и «великим богом», имевшим величественный храм», не существовало. Дух или божество, защитник и охранитель первоначально только одной семьи и ее собственности, постепенно с ростом деревни или ее политического успеха, мог продвинуться до положения «великого бога», правившего сначала городом, потом целой провинцией, подчинявшейся этому городу, и, наконец, мог «достичь» уровня, при котором становился объектом почитания всего Египта. Однако при всем развитии религиозных представлений «изначальная идея городского бога», отражавшая «полупримитивные представления о Боге», постоянно присутствовала в египетской религии. Ознакомление с древними местными богами выявляет, что большая их часть ведет свое происхождение от местных духов, и столицы номов первоначально являлись местом обитания «особого великого божества или группы богов, которые были хозяевами и защитниками этого округа».
В разных районах Египта была неодинаковая потребность в уровне разлива. К примеру, в районе Элефантины требовалось не менее 28 локтей, а в Мемфисе – 16. Локоть был мерой, составляющей примерно 51-52 см. «Заботы, которые приходят с разливом Нила, - писал Диодор, - побудили царей создать в Мемфисе нилометр, посредством которого можно точно измерить уровень воды». Такой же нилометр находился и на Элефантине. Уровни разлива, засвидетельствованные на Палермском камне, показывают, что нилометры использовались уже в эпоху древнейшей Тинитской династии. т. е. египтяне издревле «предпринимали попытки при помощи расчетов определить, получат ли они необходимое их полям количество воды».
Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ), арабы – Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, - Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историк Геродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями – из Нижнего мира». А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.
В древности Египтом называли узкую долину реки Нил, начиная от его первого порога, и обширную дельту, впадающую семью руслами в Средиземное море. С югом древние египтяне связывали понятие верха, с севером – низа, поэтому долину Нила, верховья которого находились на юге, называли Верхним Египтом, а дельту – Нижним. Египтяне дали своей стране название Кемет – «Черная», по цвету увлажненной водами Нила почвы, а окружающим раскаленным пескам - «Красная страна». Греки назвали эту страну Египтом по названию ее древнейшей столицы - Хи-купта (Белая стена), основанной объединителем Египта Менесом, (в греческой огласовке - Египет). Впоследствии этот город получил название Мемфиса. Арабы называли эту страну Маср, сирийцы и ассирийцы – Мусри, а евреи – Мицраим. Египетский предлог «м» означает «от», а Асра, Асар или Усир – имя великого бога плодородия и загробного царства Осириса в греческой огласовке. Таким образом, арабское «эль-Масри» можно перевести как «происходящий от Осириса».