Знание о начале и предполагаемой полноте разлива Нила было жизненно необходимо древним египтянам.  Разлив был залогом жизни, но вместе с тем он представлял определенную угрозу как для людей, так и для животных. «Если во время разлива уровень воды в Ниле не достигал шестнадцати локтей, это было такой же катастрофой, как и превышение отметки в 18 локтей».  Уровень в 16 локтей был самым желаемым, и именно эта величина  определила скульптурную композицию статуи Нила, хранящуюся в Музее Ватикана в Риме: бог, держащий колосья и рог изобилия, окружен шестнадцатью детьми ростом с локоть. 

В разных районах Египта была неодинаковая потребность в уровне разлива. К примеру,  в районе Элефантины требовалось не менее 28 локтей, а в Мемфисе – 16. Локоть был мерой, составляющей примерно 51-52 см.  «Заботы, которые приходят с разливом Нила, -  писал Диодор, - побудили царей создать в Мемфисе нилометр, посредством которого можно  точно измерить уровень воды». Такой же нилометр находился и на Элефантине. Уровни разлива, засвидетельствованные на Палермском камне, показывают, что нилометры использовались уже в эпоху древнейшей Тинитской династии. т. е. египтяне издревле «предпринимали попытки при помощи расчетов определить, получат ли они необходимое их полям количество воды».

 

Превышение уровня имело разрушительные последствия. Так, в царствование фараона XXIII династии Осоркона III «вся долина была подобна морю; храмы были затоплены; люди были похожи на водоплавающих птиц или пловцов в потоке».  С течением тысячелетий вдоль берегов Нила образовывались своеобразные валы из наносов. На эти «высокие земли» нильская вода не могла попасть естественным путем: приходилось прорывать каналы, разбивать землю на четырехугольники и огораживать ее плотинами для удержания воды на участке. Поэтому правитель области – номарх – с незапамятных времен носил почетный титул “начальника канала”».  Самой главной задачей было распределение воды по участкам, а для этого требовалось рытье каналов,  контроль за их очисткой и за правилами орошения, оповещение о сроках начала разлива и его масштабе. Жители всех номов должны были подчиняться взаимной дисциплине для того, чтобы иметь возможность собрать урожай и избежать голода. А осуществление  общего контроля должен был осуществлять первоначально царь нескольких объединенных областей-номов, а впоследствии, с объединением земель Верхнего и Нижнего Египта, – фараон, на которого и ложилась вся ответственность за благосостояние страны.

Однако, кроме проведения ирригационных работ не менее важной задачей было знание о начале и конце разлива.  Возможно, для выполнения этой задачи, египетские жрецы  уже с глубокой древности стали искать ответ в звездных знаках. Ими была установлена связь между гелиакальным восходом Сириуса и началом разлива и определен период в 1461 год, через который вновь совпадали  восход Сириуса, Солнца и начало календарного года. С помощью астрономических данных ученым удалось установить, что впервые такое совпадение должно было иметь место в 4241 году до н. э., а это означает, что изобретение календаря произошло за тысячи лет до I династии!. Греческие и римские астрономы назвали этот цикл «сотическим», по имени Исиды-Сотис, которой египтяне посвятили звезду Сириус. На стенах храма Хатхор в Дендере были начертаны следующие иероглифические надписи: «Божественная Сотис вызывает Нил  к началу года», «Сотис Великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих», «Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях».  Лишь в XXXI в. первое появление Сириуса в лучах восходящего Солнца будет вновь означать наступление разлива Нила. Слеза богини, оплакивающей гибель возлюбленного супруга, упадет в Нил и вызовет разлив. «Потомки древних египтян – копты и эфиопы – продолжают торжественно отмечать в ночь на 17 июня "праздник слезы"».

Циклическое прибывание и убывание речных вод  послужило основанием для разделения календарного года на три сезона по четыре месяца в каждом: «сезон половодья» - ахет, «сезон всходов» - перет и «сезон сухости» - шему. Подъем воды, начинавшийся около времени летнего солнцестояния, продолжался до середины сентября, после чего вода начинала убывать, и к середине ноября река входила в свои берега. Влажную, удобренную плодородным илом землю, засеивали, а в апреле-мае производили жатву урожая. После жатвы наступал период покоя земли: она отдыхала в ожидании следующего разлива. «Девять «сухих» месяцев в древней символике соответствовали девяти месяцам беременности, после чего происходило рождение новой жизни, нового Египта». 

Год, когда месяцы и сезоны шли своим чередом, египтяне называли «совершенным годом» ("ренпет неферт").  Сам новогодний праздник, провозглашавшийся при появлении звезды Сотис, назывался Упет ренепет. В честь Нила повсеместно устраивались веселые праздники. На юбилейных праздниках «хеб-сед» Нил и Сехет обычно возглавляют процессии божеств благоденствия. Сехет является  «женским божеством земли, оплодотворенной Нилом».  Интересная подробность культа Нила известна  нам  из труда Евсевия Кесарийского: у обитателей Египта и, в частности,  в Александрии, в обычае было «для служения своей реке назначать мужеложцев», по поводу чего было разослано  повеление христианам Египта «истребить весь род подобных людей, как скверну...». 

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. М. Пеотровский, А. Белов. Страна большого Хапи;
  3. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  4. М.Э.Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта;
  5. Евсевий Кесарийский (Памфил) Жизнь блаженного василевса Константина. Книга 4. Глава 25 О запрещении жертв, посвящений, гладиаторских единоборств и прежних бесстыдных празднеств в честь реки Нил