Представление о первобытном океане изначально существовавшем на земле, и небесном океане как его отражении, было очень древним, но неизвестно когда возникло представление о корове, поднявшейся из океана на небо. Поскольку Небо представлялось также водным потоком, иногда тело коровы покрывали линии, изображавшие воду, и в этой форме божественная корова называлась Мехет-Урт или «Великий Поток» и уже в III тысячелетии она была известна также как Метуэр «великая корова в воде». Представление о небесной корове как будто оставило след в ее имени – «Золото», «Золотая», которым она называлась в зарослях Дельты. Обычно говорили, что в день своего создания солнце родилось «Великим Потоком» и вскарабкалось на эту корову, расположившись между рогами. «Даже когда первозданное или ежедневное рождение солнца описывали как происшедшее из голубого цветка лотоса в небесном или земном океане, его называли "ребенком Метуэр"».
Богиня Исида, мать Гора и супруга Осириса, часто изображалась с коровьими рогами. Миф повествует о том, как в состязании Гора с Сетом за власть в образе гиппопотамов, Гор разгневался на мать, отозвавшую гарпун от своего брата Сета и отрубил Исиде голову. Возможно, именно тогда боги приставили ей коровью голову. С Исидой было связано особое жертвоприношение быка. Благодаря Геродоту мы имеем его описание: При жертвоприношении Исиде они обдирают тушу быка и совершают молитву, а затем вынимают целиком желудок, но внутренности и жир оставляют в туше. Потом отрезают ляжки, верхнюю часть бедра, плечи и шею. После этого наполняют остальную тушу быка чистым хлебом, медом, изюмом, винными ягодами, ладаном, смирной и прочими благовониями. Наполнив тушу всем этим, они сжигают ее, а при сжигании жертв все участники предаются скорби. Затем, прекратив плач, устраивают пиршество из оставшихся [несожженными] частей жертв. "Чистых" [лишенных особых примет] быков и телят египтяне приносят в жертву повсюду. Напротив, коров приносить в жертву им не дозволено: они посвящены Исиде. Ведь Исида изображается в виде женщины с коровьими рогами (подобно изображению Ио у эллинов), и все египтяне точно также почитают больше всех животных коров». В отличие от быков, павших коров не предают земле, а «бросают в реку».
В Иераконполе был обнаружен большой каменный жертвенник с надписью, относящейся ко времени правления Шешонка I, в которой сообщалось о восстановлении ежедневных жертвоприношений в местном храме. «Все обязались поставлять в год известную часть 365 быков, начиная с самого "генерала" [Нимрата], которому приписывалось жертвовать 60 быков, его жены (3 быка), высших военных и духовных сановников (по 10 быков) и кончая чиновниками второго ранга, городскими общинами области и рабочими". В обряде "отверзания уст и очей" "сначала жрец касался рта и глаз статуи окровавленной ногой жертвенного быка, затем – теслом, вторым теслом, резцом скульптора и мешком с красным минералом, из которого добывалась краска. Из всего этого набора только кровоточащая нога быка играла чисто колдовскую роль, вполне понятную в свете общераспространенных первобытных верований в живительную силу крови. Остается добавить, что созвездие Большой Медведицы прежде называлось "Бедром коровы", но позже стало соотноситься с быком и именоваться "мештв", "Нога быка", а тесло – инструмент для отверзания уст статуи или мумии - имело такие же очертания как это созвездие.
12. Использованные материалы:
- Р. Антес. Мифология в Древнем Египте;
- Макс Мюллер. Египетская мифология;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов;
- Геродот. История, книга II;
- Б.А. Тураев. История Древнего Востока;
- М.Э. Матье. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта.
Похожие статьи