Имя бога Тота (егип. Джехути)  встречается уже в Текстах пирамид, которые связывают этого бога с луной. В этом качестве Тот отождествлялся с Хонсу (Хонсу-Тот), божеством луны фиванской триады Амон-Мут-Хонсу.  Отождествлялся Тот  и с  божеством плодородия Себеком, священным животным которого был крокодил,  изображаясь  шагающим на крокодиле. Искусство письма, счета, и всех наук, в первую очередь магии, были связаны с его именем. Обычно его изображали в виде человека с головой ибиса, увенчанной солнечным диском и лунным полумесяцем. Благодаря тому, что луна играла важную роль в измерении времени, «Тота  постепенно стали считать богом времени даже в тех случаях, когда луна не имела никакого отношения к его функциям или к отрезкам времени». Тоту были посвящены первый месяц египетского года и шестой час дня. В египетских надписях позднего периода Тот характеризуется как Дважды Великий.  Греки отождествляли его с Гермесом, называя его Гермесом Трисмегистосом (Трижды Великим Гермесом). «Распространенность его культа достигла пика в начале эпохи Нового царства, когда фараонов стали называть в его честь Дхутмесом (Тутмос), сыном Тота... Однако храмы в его честь возводились редко».

 

Тот считался богом-покровителем профессиональных писцов. В  иконографическом образе павлина Тот «олицетворял премудрость писца, погруженного в себя и Слово, и вместе с ним сам процесс писания и написанное были причастны божественному началу».  На виньетках 125-й главы «Книги мертвых» Тот фигурирует как писец великого суда богов в загробном мире, что отражается в его эпитете «владыка Истины». Сам Тот  представлялся  судьей в мире богов и, соответственно, считался  покровителем судей.  Во времена Нового царства Тот начинает считаться то ли творцом различных языков, то ли переводчиком с других языков, во всяком случае именно с ним связывается знание многих языков. Счет и числа были олицетворением мудрости Тота и поскольку «луна делит время на отрезки, лунный Тот также стал богом справедливого измерения. Кьюбит, посвященный ему, был единицей измерения при планировании храмов». Частично владение наукой счета  переносилось на богиню Сешат («Писец»), в сфере влияния которой находилось строительное искусство. Эта богиня была связана с письменностью и ведением записей. Именно ей вменялась обязанность записывать на листьях  дерева «шед» «годы жизни и правления фараона». Другой важной функцией этой богини было участие в заложении основ для будущих храмов. Церемония закладки, в которой Сешат, устанавливая базовую линию в плане строительства, вместе с фараоном натягивала шнур между двумя посохами,  носила название «Прокладка шнура». Изображение этого ритуала сохранилось на настенных барельефах. Культ богини  Сешат имел древнее происхождение, «местные формы ее почитания  встречаются до III династии, так что она являлась предшественницей Тота".

Согласно Туринскому папирусу, в списке фараонов-богов, царствовавших на земле до людей, бог Тот царствовал 7726 лет. Он правил после бога Хора и до богини Маат, изображавшейся женщиной с пером страуса в голове. Маат считалась  дочерью Ра, олицетворением гармонии и мира, закона и справедливости.  В загробном мире  Тот, обвинитель умершего, заставлял Анубиса взвешивать сердце  покойного на чаше весов, и оно должно было уравновешивать перо Маат. Неудивительно, что Маат стала считаться супругой Тота, как и богиня Сешат до нее. В качестве супруги Тота упоминается также богиня Нехемауит. Что касается родителей бога, то ими считались бог Птах и богиня Мут, но не везде. В Саисе в рамессидовское время его матерью считалась богиня Нейт, а в Гермонте в птолемеевское время – богиня Раит-Тауи. В магическом тексте "Исида и семь скорпионов" Тот называет своим отцом бога солнца Ра: "Я Тот, перворожденный сын, сын Ра, Атум и Сонм богов велели мне исцелить Гора для его матери Исиды и исцелить также того, кто под ножом».

В образе Тота слились различные древние предания. Значение его египетского имени – Джехути – неясно. Ибис и позднее павиан считались его священными животными, и сам Тот изображался с головой ибиса, что, возможно,  указывает на Дельту как на его родину. 15-й нижнеегипетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. Ибис, воплощение бога мудрости и луны Тота,  «стоя в воде раньше других птиц приветствует рассвет. ...Прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила». Поскольку белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев, считался священной птицей бога Тота,  всех умерших ибисов приносили в город Гермополь, центр культа Тота, чтобы захоронить их в некрополе. Под Гермополем сохранился целый подземный город, с помещениями, коридорами, разветвляющимися в разных направлениях. «В стенах этих ходов повсюду были пробиты ниши, где стояли кувшины и гробы с мумиями священных ибисов. ...Там насчитали более четырех миллионов погребальных сосудов».  Мумии птиц «заворачивались особым образом в разноцветный холст, а на голову им надевалась золоченая маска с короной. Иногда в глиняные урны клались яйца священных птиц». Любопытно, что над павшим ибисом совершался такой же ритуал «отверзания уст и очей», как и над умершим человеком – «так с ибисов снималась земная грязь и возвращалась божественность, данная при рождении». В Абидосе тоже было раскопано кладбище священных ибисов, датируемое серединой II века н. э.  Во времена Геродота (II, 65) убийство ибиса каралось смертью.

Священным животным Тота был также павиан: «Существовало поверье, что возле храма Тота в Гермополе, где и поныне сохранились остатки рощ кокосовых пальм, почитались павианы – священное животное этого бога».  Кокосовые пальмы ассоциировались с Нубией, так как «топографически  граница распространения кокосовых пальм заходила далеко на юг». В папирусе Салье содержатся строки, в которых кокосовая пальма связывается с Тотом: «Ты огромная кокосовая пальма в шестьдесят локтей, на которой имеются орехи. Ядра есть в орехах и водой они напоены. Ты возьми воду отсюда. Приди, чтобы меня спасти, о молчаливый Тот!». Поскольку и павианы, и пальмы происходили из южных мест, они изображались вместе. Возможно, по этой причине возникли такие эпитеты Тота как  «владыка бедуинов» и «владыка чужеземных стран». Согласно египетскому представлению павианы приветствуют молитвами и гимнами восходящее солнце, «также прощаются с ним на закате и даже встречают его и помогают ночному солнцу, когда оно путешествует по подземному миру».  В гробнице Петосириса, верховного жреца бога Тота в Гермополе, жившего во время царствования Птолемея I, в одном из заупокойных магических текстах сказано: «Когда великий собачеголовый [бог] Тот воссядет на трон, он готовится судить каждого человека по делам его, совершенным им на земле».  Из этих строк следует, что Тот в качестве судьи умерших мог изображаться либо человеком с головой павиана, либо в образе «собачеголового» павиана. Души грешников, пройдя судилище, приговариваются ко «второй смерти»: «Анубис или павиан Тот поведут их к месту наказания», где они будут либо брошены в огонь, либо в глубины первозданного хаоса, либо рассечены ножами. «В месте мучений у Тота, как бога справедливости, находятся четыре павиана, которые стерегут Озеро огня или ловят души осужденных в сеть, чтобы подвергнуть их наказанию».

Изобретя слова и озвучив все вещи и предметы, Тот, в сущности, создал язык. Открытие искусства чтения священных молитв тоже приписывалось богу Тоту. «Ему же принадлежала книга о защите духа умершего, которую он написал собственными пальцами, установив систему письма». Ему приписывалось создание «Книги дыхания», которую клали в гроб вместе с «Книгой мертвых».  Когда умер Осирис, Тот снабдил его правильными заклинаниями для подавления сил тьмы,  содействуя его воцарению в мире умерших. Вслед за Осирисом каждый умерший надеялся получить такую же помощь: «Тот должен был возвратить ему речь, обучить его читать правильные заклинания, вместе с Анубисом отвести его в Зал Суда, записать окончательный приговор и, возможно, высказаться в его защиту».  Поэтому считалось, что Тот охраняет каждого умершего и ведет его в царство смерти. Но Тот считался не только знатоком магии, «Великим чарами», как он назван в «Сказании о рождении Гора», но и Великим целителем. «Его первенство в магии естественным образом привело к тому, что он стал богом медицины, так как магия была так же важна для профессиональных медиков, как и знание лекарств». Во время сражения между Гором и Сетом Тот стоял рядом, залечивая раны, которые противники наносили друг другу. Влив молоко в глазницу Гора, Тот восстановил его глаз и восстановил детородный орган. вырванный Гором, Сету. Когда Гор в гневе обезглавил свою мать Исиду, Тот приставил к туловищу голову коровы.

В течение многих веков формулой обращения к Тоту было – «Отец Тот», «Отец Луна». Даже в IV веке н. э. Нектанеб I говорит: "Великий соорудил дом для своего отца Тота, великого бога из Шмуна (Гермополис) великого бога, который вышел из носа Ра (т. е. солнца), создателя его красоты». На стенах пирамиды Сенусерта III обнаружены надписи, говорящие "о существовании в этот период ярко выраженного лунного календаря с целым рядом праздников в честь луны. Впервые появляются пять добавочных дней к 360-дневному году". Миф гласит, что бог Ра, разгневавшись на богиню Нут, изменившую ему с богом земли Гебом, обещал, что ни в один день года богиня не сможет родить детей от Геба. Тогда пришлось Тоту сесть за игру в шашки с Луной и выиграть  пять добавочных дней, которые египтяне стали прибавлять в конце года. В эти дни Нут родила своих пятерых детей -  Гора, Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду.

Центр культа Тота находился в Хмуне (коптс. Шмун, совр. Эль-Ашмунейн).  Название города означает «Восемь» и получено городом в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар богов, в число которых сам Тот не входил. Греки назвали этот город Гермополем, отождествив бога Тота с Гермесом. Гермополь был метрополией Заячьего нома и имел свой некрополь. В Текстах пирамид «Восемь» как название Гермополя не встречается, оно становится популярным в эпоху Среднего царства. Одна из гермопольских версий сотворения мира повествует о том, что «неизвестно, от кого и как в Гермополе появилось божественное яйцо, из которого произошел сам бог Ра, сотворивший затем других богов». Уже упоминавшийся Петосирис повествует о том, что «скорлупа этого божественно яйца зарыта на земле Гермополя».   Хотя и не удается установить время и причину провозглашения верховным богом огдоады Гермополя Тота, но изречение 669 из Текстов пирамид связывает Тота, птицу и яйцо с возрождением: «Возрождение твое – в гнезде Тота... Гляньте, царь существует, вот он срастается, вот он разбивает яйцо».

 

Использованные материалы:

  1. А. Видеман. Религия древних египтян;
  2. Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  3. М. Коростовцев. Религия Древнего Египта;
  4. Эдвин К. Крапп. Астрономия. Легенды и предания;
  5. Эрих Церен. Библейские холмы;
  6. Макс Мюллер. Египетская мифология.