Цветы
Цветы в мифологии
Цветы в мифологии
Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.
Эту траву нельзя было выкорчевывать или срезать поскольку в этом случае можно было ожидать несчастья. Растение, защищающее от огня, естественным образом должно было лечить ожоги. С этой целью выжимался из листьев маслянистый сок и прикладывался к ожогу либо сам по себе, либо в смеси с подорожником, тоже считавшимся магической травой. В русской народной медицине настой из листьев заячьей капусты используется при лечении грыжи.
Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным «Folks’Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало «маленький народец», т. е. фей. С лисами это растение может быть связано другой легендой, по которой злые феи отдали соцветия наперстянки лисе, чтобы та смогла надеть их на лапы и незаметно, тихой поступью прокрасться по лесу. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».
Своей расцветкой эти волшебные цветы напоминают то бабочек, то яркое оперение тропической птицы, а формой могут походить на какое-то таинственное животное или звезду, или башмачок или на ладонь с растопыренными пальцами.
Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца. Несчастная нимфа не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.
Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том, как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя".
В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов. В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года. Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1) А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".
В греческой мифологии из капель крови Прометея вырастает чудесный цветок, из которого Медея делает мазь, предохранившую Ясона от жара, изрыгаемого огнедышащими быками. Жители острова Саламина рассказывали, что "когда умер Аякс, то в их стране впервые появился цветок, белый с красноватым оттенком; и сам он и его листья немного меньше лилии; и на нем видны те же буквы, как на гиацинте". (1)
В цветочном послании были важны такие детали, как были ли цветы преподнесены соцветиями вверх или вниз, были ли убраны шипы или листья, и находились ли они в правой или левой руке. Даже наклон руки имел свой смысл: наклон вправо означал утвердительный ответ, влево - отрицательный. Также было важно куда поместит цветок принимающий его: если в прическу, то это означало предостережение, если у сердца - любовь. Большая часть этого цветочного языка была утеряна и в настоящее время крайне редко можно ожидать понимания того, что сказано цветами и получить ответ.
Подснежник является символом надежды, - потому что это один из первых предвестников грядущей весны, и чистоты - из-за своей девственной белизны. Однако самое распространенное суеверие связывает этот цветок со смертью и несчастьем.(подробнее см. в Подснежник).