Кактус, пейотль, играл такую важную роль в культуре индейцев, что никакие усилия христианских миссионеров не смогли искоренить  культ этого священного, по представлениям индейцев, растения. До сих пор уичоли называют себя «людьми оленя».

Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать  увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство -   наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.

Отношение  уичолей к пейотлю в корне отличается  от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику.  Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».

 

 

Не удивительно, что все попытки искоренить использование пейотля в ритуальных и лечебных целях, окончились тем, что церковь была вынуждена адаптировать этот культ, и в 1911 г. в Оклахоме была создана так называемая «Церковь коренных американцев», церковь Пейотля, насчитывающая в настоящее время около 250 000 членов. Пейотль используется для получения духовного знания. Пейотист принимает таинство-пейотль так же, как  христианин  принимает таинство причастия хлебом и вином.  Один команч однажды сказал: «Белый человек говорит об Иисусе. Мы говорим с Иисусом».

Еще один кактус Trichocereus pachanoi, содержащий мескалин, так называемый «Кактус Сан-Педро», является одним из самых древних магических растений Южной Америки. В Перу его называют просто «Сан-Педро», в Боливии – ачума. Ритуальное использование этого кактуса насчитывает по меньшей мере три тысячи лет. Этот кактус выращивают «в окрестностях Хуанкабамбы, почти на границе между Перу и Эквадором, и многие шаманы совершают туда паломничества, чтобы добыть священного снадобья».

Индейцы тараумара, обитающие на севере Мексики использовали в качестве заменителя пейотля кактус маммилярию (Mammillaria craigii). Шаманы племени раньше употребляли его с целью получить «четкое видение», а также для разоблачения ведьм и колдунов. Участники тайных церемоний употребляли мякоть кактуса, чтобы совершить путешествие в царство ярких цветов.

 

Использованные материалы:

  1. Невилл Друри. Шаманизм.