Столь разные мнения о происхождении грибов отразились и на их названиях. В древне-греческом грибы назывались «пищей богов», а один из  видов земляных грибов на древнегреческом означает букв. "удар молнии". В старофламандском грибы назывались  dyvelsbrood – «хлеб дьявола»,  индейцы оджибве называли  грибы «пищей мертвых», а  индейцы сисиэтл «испражнением Грома».

Тем не менее, с глубокой древности и по настоящее время многие люди использовали и используют грибы в пищу. Для описания давности времен индейцы упоминают о том, что люди тогда ели грибы, тем самым, подчеркивая отличие  первобытной эпохи дикости от современной,  основой которой в качестве  пищи служат окультуренные растения. В русской традиции идея глубокой  давности времени, в котором происходило то или иное событие,  выражается в поговорке «когда царь Горох с грибами воевал».

 

В одной из версий кхмерского космогонического мифа после потопа, когда водами была уничтожена жизнь, с неба на землю было послано 8 существ  – промов, которые  поначалу питались  только грибами и плодами лианы, и только позже их пища стала состоять из окультуренного растения - риса. Промы и стали прародителями  новых людей.

В африканском мифе бантуязычных буллу эта давность времени подчеркивается и тем, что в то время люди не только питались грибами, но даже не знали огня! Индейцы племени мундуруку, проживающие в Центральной Амазонии, характеризуют первобытные времена, в которые  люди не знали ни охоты, ни, тем более, земледелия, как использование в качестве пищи  дикорастущих клубней и древесных грибов.

Каяби, проживающие в Центральной Амазонии, говорят, что рикбакца - первые люди ели  экскременты тапира и  древесные грибы.

Охота и последующее одомашнивание животных, окультуривание маиса и овощных культур,  дали возможность людям перейти к употреблению животной и растительной пищи, а прежняя пища, состоявшая из грибов, у многих  стала восприниматься как «антипища», нередко меняя при этом свои функции. Отсюда последующее отрицательное восприятие грибов как пищи подземного мира, пищи мертвых, отождествление их с человеческой плотью и некоторыми  человеческими органами.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. I;
  2. Ю. Березкин. Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам.  Аналитический каталог.