Отрицательное отношение к грибам как к пище зафиксировано у многих народов. Прежде всего это связано с представлением о том, что грибы, растущие из земли, связаны с загробным миром, либо с плотью мертвецов, либо с пищей подземного мира.

Я.Чеснов приводит в качестве иллюстрации отношения к грибам как к антипище, поведение жителей Скандинавии во время голода, имевшего место в конце прошлого года: «Правительство распространяло листовки (как питаться грибами), но крестьяне предпочитали умирать, но их не есть».

Лакандоны Месоамерики считали, что хозяин подземного мира и его люди едят древесные грибы вместо лепешек, личинок мух вместо фасоли, и пьют трупную жидкость.

 

Индейцы хопи называли грибы «тень трупа» и никогда их не ели. Также и индейцы коюконы называли грибы мышиной едой, земляными ушами и не ели их.

Австралийские арунта не едят грибов, считая их упавшими звездами, наделенными свойством  приносить зло, несчастье.

Часто грибы воспринимались как испражнения животных – тапира, пумы и пр. Индейцы сисиютль считали  грибы  испражнениями грома, а тоба – испражнениями радуги.

Гром с грибом объединяются и по признаку акустического эффекта. У малазийских сенои есть сказание  о том, как Гром пожелал жену младшего брата и, чтобы добиться желаемого, превратил свой пенис в гриб (вид гриба похожий на эректированный фаллос); женщина случайно села на него. Узнав о проделке, младший брат развел вокруг гриба огонь. Так Гром получил свой голос: было бы удивительно, если бы такой неожиданный поворот событий не вызвал бы у Грома голосовой реакции.

Удары в барабан  и грибы, играющие важную роль в космологическом мифе,  объединяются у догонов  в едином семантическом поле: грибы обозначаются как «барабан гиены». В селькупском языке барабан и некоторые другие музыкальные инструменты - pőηer, pəŋgar содержат корень poŋ, paŋ ‘гриб’.

Индейцы сквамиш считают, что древесные грибы производят эхо, а квинолт называют древесные белые грибы и эхо одним словом. В фольклоре квинолт грибы, свисающие со стропил дома могучего Сипаку, - его жены, когда Сипаку говорит, они отзываются эхом. Индейцы Среднего Запада меномини верят, что растущие на соснах грибы, которые используют в магических целях, в конце февраля кричат Хохохохо!

 

 Использованные материалы:

  1. Я.В. Чеснов. Лекции по исторической этнологии. Лекция 9;
  2. В.Н. Топоров. Семантика мифологических представлений о грибах//Balcanica Лингвистические исследования, 1979г;
  3. Ю. Березкин. Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог.