Лён (лат. Línum) – однолетняя и многолетняя трава из семейства Льновые (Linaceae), цветущая  пятилепестковыми голубыми цветами. Стебель льна достигает высоты от 30 до 60 см. Кроме льна обыкновенного известен многолетник с желтыми цветами - L. flavum L., растущий преимущественно в степных зонах, и L. grandiflorum Desv с красными цветами, культивируемый в садах.

Римское название культурного льна произошло от кельтского lin — нить, так как примечательно это растение тем, что из его волокон получают нити. Отсюда греческое «линон», английское «линен», ирландское и норвежское «лин», латышское «лини», литовское «линай», древнепрусское «линно». Видовое название этой травы (Linaceae) обозначает превосходную степень от слова «полезный» и в буквальном переводе имеет смысл «наиполезнейший», говорящий о высокой значимости льна в производстве нитей и ткачестве.

 

 

Человек научился культивировать лен узколистный уже в каменном веке, о чем свидетельствуют археологические раскопки, при которых были обнаружены пряди льняных волокон, фрагменты тканей и примитивные приспособления, с помощью которых производились пряжа и ткань. В V-IV тысячелетии до н.э. льноводство процветало в Месопотамии, Ассирии, на землях теперешней Индии, Китая, в Закавказье. Вероятно, и семена льна использовались человеком в пищу с древнейших времен, а с началом земледелия хлеб выпекали из муки, состоящей из смеси семян пшеницы, пшена и льна.

Древние египтяне считали лен первым растением, которое создали Боги. «Появление в Нильской долине во второй половине V (пер. пол.  IV) тыс. до н. э. льна (Фаюм А) и карликовой пшеницы (Меримде), а также коз и овец в еще более отдаленную эпоху(оазисы Набта Плайя и Харга) было, вне всякого сомнения, связано с интенсивными контактами с Передней Азией. …Египтяне этого периода знали гончарство, плетение корзин, ткачество из льна и других растительных волокон, а также умели обрабатывать медь способом холодной ковки».

Особенно прославился Египет ткачеством из льна , изготовлением тончайших нитей. Через пять слоев ткани, сотканной из таких нитей, просвечивало тело. Поэтому ткань, полученная из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Только знатные египтяне и жрецы могли носить одежду из льна. Геродот оставил нам об этом сообщение при описании обычаев и нравов Древнего Египта: «Одеяние жрецы носят только льняное и обувь из [папирусного] лыка». Далее Геродот поясняет, что поверх льняных рубах египтяне «надевают в накидку белые шерстяные плащи. Однако в шерстяных одеждах они не вступают в храм и в них не погребают покойников». Действительно, египетские мумии обертывались пеленами из льна.

Плутарх, объясняет, что жрецы «бреют голову в знак скорби, а лен носят из-за цвета, который он испускает во время цветения и который голубизной подобен воздуху, окружающему мир». Однако сам Плутарх согласен с Платоном в том, что истинная причина ношения льняных одежд заключается в том, что  «недозволено нечистому касаться чистого», а «шерсть, пух и волосы» принадлежат к отходам, следовательно, к нечистым вещам. «Что же касается льна, то он рождается из бессмертной земли, производит  съедобное семя и поставляет простую и чистую одежду...».

В Абидосе 12 числа месяца койак проводился обряд пахоты и сева. Для проведения обряда изготовлялись из песка и перегноя, смешанных с зернами и благовониями, фигурки Осириса, которые закапывали на  специально вспаханном участке поля, при этом «один конец поля засеивали ячменем, другой – пшеницей, а середину – льном». Из этого обряда наглядно видно, какое значение египтяне придавали культуре льна.

Использованные материалы:

  1. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины;
  2. Геродот История, кн. 2, 37, 8;
  3. Плутарх Об Исиде и Осирисе, §4;
  4. Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь.