Родившийся ребенок был назван Аттисом и вырос в красивого юношу. Во фригийском варианте этого мифа матерью Аттиса выступает девственная Нана, зачавшая сына, «приложив к своей груди спелый миндаль или гранат. Миндаль во фригийской космологии выступает в качестве отца всего сущего; это, вероятно, связано с тем, что его нежно-сиреневого оттенка цветы как первые гонцы весны появляются на голых ветвях до того, как распускаются листья». Прекрасного юношу-пастуха возлюбила Кибела, азиатская богиня плодородия, Мать Богов, главный храм которой находился во Фригии. Преследуемый любовью богини Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови.
Еще один греческий миф повествует о фракийской царевне Филиде, превращенной в миндальное дерево. Филида была влюблена в сына Тесея Афаманта, который ушел воевать под стены Трои и никак не возвращался к Филиде. Девять раз приходила Филлида на берег моря, ожидая возвращения Афаманта, и умерла от горя в местечке Эннеодос ("девять путей"). Афина превратила ее в миндальное дерево. Всего один день не дождалась царевна прибытия Афаманта, и когда на следующий день после ее смерти он высадился на фракийский берег, вместо любимой он горестно обнял шершавый ствол дерева. «В ответ на его ласку на ветвях распустились не листья, а цветы. Вот почему у миндального дерева такая особенность».
На Сардинии миндаль использовался в обрядах рождественского цикла и карнавального периода. На рождественском столе обязательны были кондитерские изделия с добавлением меда и миндаля. "По всей Италии распространено народное поверье, наверное, уходящее корнями в глубокое прошлое и засвидетельствованное также у древних римлян, что съеденный миндаль (как и другие виды орехов) содействует плодородию почвы, увеличению стада и росту семьи».
17 января, с праздника св. Антония, покровителя животных, на Сардинии начинается карнавальный период, обязательным обрядом которого являются пиршество и веселье, цель которых - вызвать благополучие в жизни. Последние дни карнавала обмениваются специально выпеченными фигурками из теста и миндаля.
Использованные материалы:
- Павсаний, Описание Эллады, кн.VII;
- Д.Дж.Фрэзер. Золотая ветвь;
- Р.Грейвс. Мифы Древней Греции;
- Р. Грейвс. Белая Богиня;
- Н.А. Красновская. Происхождение и этническая история сардинцев.