Гранат был символом Астарты и Геры-Юноны. На священном участке Геры – Герейоне, около Микен, находился храм, посвященный богине. Статуя в храме изображала Геру «сидящей на троне огромной величины… на ней надет венок с рельефными изображениями Харит и Гор, и в одной руке она держит плод гранатового яблока, а в другой скипетр". Павсаний подробно описывает историю, связанную с появлением кукушки на навершии скипетра богини, однако  отказывается пояснить с чем связана символика граната, который держит Гера: "Что касается гранатового дерева,  то этот рассказ я должен опустить, так как он относится к важнейшим таинствам…».  

В городе на юго-западе Италии - Пестуме, известном в древности как Посейдония, находится храм «девы Марии с гранатом». В нем «сохранилось изображение Мадонны с младенцем на одной руке и гранатом в другой, и поклоняются ей также, как Древней Богине с аналогичными атрибутами, установленной в том же храме. Когда-то в виде гранатов изображалась та масть Таро, которая сейчас именуется Дисками или Пентаклями и олицетворяет землю. Эти женственные магические символы именовали плодами древа познания».

 

 

Культ древнегреческой богини-матери Деметры, атрибутом которой был гранат,  существовал не только во всей Греции, но и в  Боспоре Киммерийском. В Анапе при археологических раскопках было обнаружено много статуэток богини. Обычно ее изображали сидящей на кресле с чашей или  гранатовым яблоком в правой руке  – символом плодородия. Такого типа статуэтки находят во всех городах Боспора.

Однако гранат сыграл роковую роль в судьбе дочери Деметры – Персефоны.  Похищенную богом подземного мира против своей воли девушку мать Деметра могла бы вернуть в мир жизни, если бы Персефона не съела необдуманно нескольких зернышек граната: «… дочь свою вывесть решилась Церера,/ Судьбы, однако, противились: долг свой нарушила дева, / Пост свой. Бродя в простоте по прекрасному саду, достала / Плод карфагенский, гранат, с наклоненного сорванный древа, / И добыв из коры желтоватой, румяной 7 зерен, / Раздавила во рту…».

В подземном царстве мертвых нельзя было принимать пищи, тем более пищи красного цвета – пищи умерших, но юная дева так проголодалась, плутая по подземному саду Аида-Гадеса... Вердикт богов был неумолим: дева, вкусившая пищи в подземной стране, должна в ней остаться, став супругой бога подземного мира. Однако, чтобы утешить Деметру и смирить ее гнев, Персефоне раз в году позволялось ненадолго возвращаться к своей матери.

Культ богини преисподней Персефоны существовал в Пилосе еще в микенскую эпоху. Имя этой богини не греческого происхождения. Она была  местной богиней, культ которой слился с греческой Корой. Как богиня загробного мира Персефона изображалась рядом с Аидом,с факелом в одной руке и плодом граната, подаренного ей Аидом, в другой. Как богиня плодородия она изображалась молодой девушкой с колосьями или же собирающей цветы на лугу. Пока Персефона была вместе с супругом в подземном царстве, поля оголялись, зима властвовала над землей. Но как только дочь возвращалась к матери, радостная Деметра оживляла всю природу.

 

Использованные материалы:

  1. Пасаний. Описание Эллады, кн. II;
  2. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  3. И.Т. Кругликова. Синдская Гавань. Горгиппия. Анапа;
  4. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции
  5. Овидий. Метаморфозы. V, 534.