Растения

Растения в мифологии

Лесной орех. Часть 6

Русское название лесного ореха – лещина, дано этому кустарнику по форме  листьев, напоминающей рыбу леща. В фольклоре сохранились следы почитания лесного ореха как священного дерева. В забайкальской сказке именно в ореховой ветке была заключена душа хозяина леса – медведя. По сюжету девушка просит привезти ей ветку орешника. Медведь предлагает на выбор брак или смерть за то, что сломали его орешник. Девушка соглашается на брак, и когда на голову медведя надевают венец, он превращается в пригожего парня.

Сказка, возможно, отражает в завуалированном виде «добывание» зятя из рода медведя, или даже зятя-жреца медвежьего культа. Медведь – представитель хтонических сил и  в сказке показательна связь орешника с загробным миром.

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле.  Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

Лесной орех. Часть 5

Лесной орех – дерево девятого месяца в ирландском алфавите деревьев был популярным символом плодородия в Древнем Риме и Греции. В Древнем Риме орехами забрасывали новобрачных в день свадьбы, чтобы они были плодовитыми в браке. Кроме того, орешник служил символом правосудия и поэтому считался  священным растением Фемиды, а также Ор, богинь времен года, и Мойр, богинь судьбы. Ореховый прутик посланца богов Гермеса символизировал общение и примирение, а также поэтическое вдохновение.

Связь лесного ореха с загробным миром и возрождением отчетливо проступает в существовавшем представлении о том, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

В скандинавских и тевтонских верованиях лесной орех был посвящен громовержцу Тору, вооруженному громобойным молотом, и Одину. С орехом связывались представления о плодородии, нашедшие отражение в скандинавском фольклоре:  корова, которую погоняли ореховым прутом, давала обильные удои.

Лесной орех. Часть 4

В Ирландии вера в силу лесного ореха была очень распространена. После того, как костер Летнего Солнцестояния почти совсем прогорал, его пепел растаптывали и прогоняли скот по его тлеющим угольям, обжигая животных горящими ветками орешника. После этого остатки веток хранили в надежном месте, поскольку им приписывалась способность выгонять скот из болотистых мест.

В Пруссии в старину считалось, что если от вора на месте преступления осталась какая-нибудь его носильная вещь, надо ее избить палкой. Тогда преступник заболеет и этим обнаружит себя. Только палка должна была быть непременно вырезанной из орешника и иметь три зарубки – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

В языческой традиции лесные орехи были символом жизни и плодородия, традиционно связывались с браком и деторождением. В Девоншире выходящую из церкви невесту раньше встречала старушка или пожилая женщина и вручала ей мешочек лесных орехов. Во многих английских графствах в наше время обильный урожай орехов воспринимается как предсказание большого числа рождений, особенно мальчиков,  в будущем году. Большое количество сдвоенных орехов в урожае предсказывало рождение многих близнецов.

Лесной орех. Часть 3

В дни кельтского язычества лесной орех был священным деревом, связанным с поэзией и знанием, огнем и плодородием. Друиды использовали орешник в своих заклинаниях. В алфавите деревьев «Beth-Luis-Nion» деревом девятого месяца, начинавшегося 5 августа и заканчивавшегося 1 сентября,  выступает орех – Coll, дерево мудрости.

Девятый месяц – это время созревания орехов и сбора урожая. «Орех в кельтской легенде, - пишет Р. Грейвс, - всегда символ концентрированной мудрости»,  и далее: «Буква «Coll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет».

Девять ореховых деревьев нависали над источником, относящимся к потустороннему  миру и вытекающим из сид Нехтан.  Этот источник таил в себе божественную мудрость и давал начало реке Бойн, одной из главных рек Ирландии. Орехи падали в воду, где их съедал лосось и обретал мудрость, которой мог делиться с людьми. «Съесть лосося означало обрести мудрость, для женщины же это, как правило, предвещало удачное зачатие, вынашивание и рождение ребенка». Сколько орехов попадало в желудок лосося, столько ярких пятен появлялось на его спине.

Лесной орех. Часть 2

Лесной орех  всегда считался источником здоровья и счастья. Плоды его высоко калорийны, к примеру, фундук по своей калорийности превосходит рыбу и мясо. 400 граммов ядер фундука обеспечивают суточную потребность взрослого человека в калориях. Кроме своей питательной ценности орешник известен своими целительными свойствами. Издревле врачи использовали кору орехового дерева, его листья и плоды в качестве лекарства от болезней.

Как «кормящее» дерево, лесной орех ассоциировался с богиней-Матерью.  Ореховое «молочко», получающееся при растирании ядер орехов с небольшим количеством воды и обладающее большой питательной ценностью, могло заменять материнское молоко. В черкесском нартовском эпосе рассказана история женитьбы нарта Хымыща на дочери  карликов испов. Оскорбленная дочь испов покидает мужа  и новорожденного сына Пэтэрэза (осетин. Батраз, оставляя нартам следующий наказ:  «Запомните, что сын мой не возьмет ничьей груди. Не поите его ни  коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, а поите ореховым соком, он будет для него вместо материнского молока».

Лесной орех. Часть 1

Лесной орех, орешник (лат. Corylus) – кустарник с тонким стволом, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Средняя высота куста – 5 м, изредка может достигать 7 м.  Зацветает с марта-апреля или с апреля- мая (в зависимости от региона). Цветы лещины появляются до распускания листьев и свисают изящными желтоватыми серёжкам. Опыляются ветром. Встречается этот кустарник почти по всей территории Европы вплоть до Урала, в том числе на Балканах, в Крыму и Скандинавии, а также в Малой Азии. Скорлупу орешка лещины находили среди остатков свайных построек не только железного, но и бронзового века.

Орех фундук,  «родственник»  дикорастущего орешника,   представляет собой культурный сорт лесного ореха. Фундук произрастал в  Малой Азии и на Кавказе, откуда он и распространился по Южной Европе, продвинулся на север, а в XVII—XVIII веках был завезён в Америку. Больше всего разводят фундук в Турции. В двух «ореховых» районах страны – Трапезунде и Карасунде жители почти поголовно заняты выращиванием фундука. Турецкий орех не очень крупный, зато самый вкусный.

Кизил. Часть 2

Кизил, жилистое дерево с крепкой древесиной, известное своей долговечностью, высоко ценился на Балканах.  Ритуальные костры разводились кизиловыми поленьями, а в тех случаях, когда кизила не было, его заменяли грушей, горящей почти так же хорошо как и кизил. Долгая жизнь кизила и редкое свойство зацветать раньше других  – почки кизила набухают еще до Нового года – сделали кизил атрибутом новогодних празднеств.

Кизиловые почки, символизировавшие здоровье и долголетие, вместе с монетой запекались болгарами в традиционный новогодний слоеный пирог с сыром  – баницу. Считалось, что тот, кому попадется кизиловая почка, будет здоров и удачлив весь год. Такая же судьба ожидала того, чья почка, брошенная в огонь, лопалась первой.

1 января, когда начинался Новый год, у болгар назывался  “Сурваки” по названию традиционного болгарского обычая -  “Сурвакане”. Главным атрибутом праздника была украшенная ветка кизила, называемая “сурвакница”, а исполнители обрядовых действий этого праздника назывались "сурвакари". Ветка кизила для изготовления сурвакницы, должна была быть только что срезанной, еще хранящей в себе жизненные силы природы. По-болгарски ее называли «сурвачкой», “сырой”, как говорили в народе, т.е. еще не высохшей, а выражением “Сурва, весела година”, т.е. “жизненного, веселого года” начинались обрядовые действия – песенные пожелания и благословения сурвакаров.

Кизил. Часть 1

Кизил (лат. Cornus) — кустарник или невысокое деревце, зацветающее ранней весной до распускания листьев и дающее плоды осенью. Кора кизила красно-коричневая, плоды – красного цвета. В природе кизил зацветает очень рано – в феврале, и цветение растягивается иногда до мая. Цветы желтого и белого цвета. Живет кизил до 250 лет, плодоносить начинает с 16-летнего возраста.

Кизил обыкновенный (или мужской) - cornus mas распространен в Средиземноморье. Это кустарник или небольшое деревце до 8 м. высотой. Существует и кизил женский (подрод  Свидина), но он растет на юге и юго-востоке США. Плодами кизила любят лакомиться птицы, мелкие грызуны, зайцы, дикие кабаны, косули и даже рыбы. Человек издревле использовал плоды кизила как пищевое и лекарственное сырье. Но кроме плодов ценилась и прочная, твердая древесина кизилового деревца. Древние греки и римляне из нее изготовляли стрелы, древки копий и рукояти мечей.

Лавр. Часть 2

Лавр благородный был признан тем деревцем, из ветвей которого начали сплетать венки – символы победы. Всех победителей олимпийских и пифийских игр награждали венками из лавра. Сама богиня победы изображалась как аллегорический образ с лавровым венком в руках, который она возлагает на голову героев-победителей.

«Раннее христианство также ценило лавровые листья из-за их вечнозеленого вида как символ вечной  жизни  или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа». Однако ношение лаврового венка христианские власти объявили грехом из-за давней связи с языческими обрядами. Тем не менее, воспоминание об обычае дожило и до наших дней: тот, кому вручают Нобелевскую или иную премию, именуется лауреатом, что означает «увенчанный венком».

Римляне считали, что лавр посвящает носителя венка громовержцу Юпитеру – так родилось поверье, что лавр способен отражать молнии.  Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Римские жрецы использовали лавровые ветви для орошения святой водой или жертвенной кровью.  Вместе с жертвенными сжигали лавровые ветви, чье потрескивание считалось хорошим предзнаменованием. Лавровые венки и ветви изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона.

Бузина. Часть 2

В средние века бузина считалась ведьмовским деревом. В Ирландии верили, что ведьмы используют прутья бузины как лошадей в ночных полетах.  Иногда сами ведьмы превращались в  прутья, которые кровоточили, если  их начинали пилить. В Англии бытует легенда о том, как одна ведьма  превратила короля и всю его армию в камни, а сама сделалась бузиной рядом с ними. По преданию местные жители в канун Иванова дня отправлялись к этому месту и пировали там, а потом ритуально спиливали ведьмово дерево. Из него текла кровь, а король-камень кивал головой.

Считалось опасным делать детские колыбели на качалках из бузины: ведьмы могли раскачивать колыбель на расстоянии или как-то иначе вредить ребенку.  А выпороть ребенка розгой из бузины значило остановить его рост. Вместе с тем, хотя бузину использовали ведьмы, она же служила средством против их козней. В Англии с этой целью высушенную и истолченную сердцевину бузины давали тем, кого считали заколдованным. Считалось, кроме того,  что крещенный человек, смазавший глаза соком бузины, сможет обрести дар ясновидения и  узнает что делают ведьмы и колдуны, где бы они ни находились. В средневековой Шотландии дома и сады защищали от ведьм, вешая на дверях и окнах ветви бузины. В Германии остриженные ногти и волосы тайно закапывали под кустом бузины, чтобы ведьмы не смогли добраться до них и с помощью магии нанести вред владельцу.

Подкатегории

Страница 29 из 34