Кизил в мифологииКизил, жилистое дерево с крепкой древесиной, известное своей долговечностью, высоко ценился на Балканах.  Ритуальные костры разводились кизиловыми поленьями, а в тех случаях, когда кизила не было, его заменяли грушей, горящей почти так же хорошо как и кизил. Долгая жизнь кизила и редкое свойство зацветать раньше других  – почки кизила набухают еще до Нового года – сделали кизил атрибутом новогодних празднеств.

Кизиловые почки, символизировавшие здоровье и долголетие, вместе с монетой запекались болгарами в традиционный новогодний слоеный пирог с сыром  – баницу. Считалось, что тот, кому попадется кизиловая почка, будет здоров и удачлив весь год. Такая же судьба ожидала того, чья почка, брошенная в огонь, лопалась первой.

1 января, когда начинался Новый год, у болгар назывался  “Сурваки” по названию традиционного болгарского обычая -  “Сурвакане”. Главным атрибутом праздника была украшенная ветка кизила, называемая “сурвакница”, а исполнители обрядовых действий этого праздника назывались "сурвакари". Ветка кизила для изготовления сурвакницы, должна была быть только что срезанной, еще хранящей в себе жизненные силы природы. По-болгарски ее называли «сурвачкой», “сырой”, как говорили в народе, т.е. еще не высохшей, а выражением “Сурва, весела година”, т.е. “жизненного, веселого года” начинались обрядовые действия – песенные пожелания и благословения сурвакаров.

 

Сурвачки  были украшены пшеничными колосьями, баранками, кукурузой – символами богатого урожая, пестрыми нитками и клочьями шерсти – символами плодовитости животных, красным сушеным перцем – символом потенции и, наконец, чесноком – апотропеем от сглаза, враждебных сил и болезни. Этими ветками сурвакари ударяли  «по спине каждого в доме, начиная с самого старшего и даже домашних животных, приговаривая добрые величания и пожелания. Сила из ветки кизила как бы переносила свою энергию на все, до чего дотрагивалась ‒ на людей, предметы домашнего обихода, земледельческие орудия труда, домашних животных и на все хозяйство».

В основе  этого новогоднего обряда лежал ритуал возрастной инициации: в старину парни совершали обрядовый обход домов, особенно тех, в которых жили молодые девушки, для оповещения своего «посвящения в возраст женитьбы». В настоящее время сурвакарский ритуал исполняется в основном детьми, которые поздравляют сурвачками с Новым годом близких и родных в первое утро Нового года. Исполнялись  благопожелания семье или хозяевам дома речитативом или  песней. Сурвакари одарялись хозяевами баранками, фруктами, орехами и другими подарками. В некоторых районах Болгарии почки от сурвачки кладут в полог к курицам, чтобы лучше неслись.

В восточной Сербии «в Великий Четверг утром до восхода солнца делают «перашки» (красят яйца) к пасхе. …На «Великден» (Пасху) утром причащаются почкой от кизила. Потом разговляются красными «перашками» и брынзой». В  западных и юго-западных районах Сербии была распространена вера в то, что «тучами и буйными ветрами предводительствуют «халы» («алы») и колдовские лица и животные – «здухачи» и «стухи». ...Сильная буря и разгул стихии считались невидимой борьбой хал или здухачей, которые дрались целыми деревьями – дубами, буками, елками, вязами и огромными, неподъемными для обычных людей камнями». Однако, кроме древесных стволов и камней у борющихся было еще и особое, магическое оружие, которым могли быть кизиловые палочки, веретено, заостренная лучина, сосновые шишки или овсяные соломинки.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Белая богиня;
  2. Плотникова А. А. Сурваки // Словенска митологија. Енциклопедијски речник;
  3. Н.И. и С.М.Толстые. Заметки по славянскому язычеству. 5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах//Славянский и балканский фольклор, 1881г.;
  4. Еще раз о теме «тучи - говяда, дождь – молоко». Н.И. Толстой// Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал, 1994г.