Цветы

Цветы в мифологии

Лилия

Безусловно самыми почитаемыми цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Известно, что Египет разделяется на Нижний, северный, и Верхний, южный. Все колонны Карнакского храма были украшены символами  Северного и Южного Домов: колонны с левой стороны здания (то есть на северной стороне)  были украшены стеблями папируса - символа Нижнего Египта, колонны справа (на южной стороне) - лилией,  символом Верхнего Египта. В настоящее время гиды называют этот цветок лотосом, однако при внимательном рассмотрении этот цветок, похожий на трубу, никак не может быть лотосом. 

Древнеегипетские художники  отлично понимали, что лотос и геральдической цветок Верхнего Египта представляли собой два совершенно разных вида растений.  Свидетельство тому можно видеть на фреске в усыпальнице  в Фивах, где Аменхотеп III изображен сидящим на престоле, который поддерживают две колоны спереди и одна сзади. Задняя колонна имеет вид стебля папируса, а из двух передних колонн одна символизирует лотос, а другая - лилию, традиционный геральдический символ юга. Во внутреннем дворике Карнакского храма стоят две свободно стоящие колонны, воздвигнутые при Тутмосе III. "Высокий рельеф на колонне с северной стороны от входа изображает три стебля папируса. На колонне с южной стороны от входа высечены тоже три стебля, но, увенчанных сложным стилизованным цветком с частично отогнутыми лепестками. И если вы теперь на минуту оставите Египет и вспомните символический герб французской монархии, вы сразу же узнаете в них знаменитый «Fleur-de-Lys».

Лотос. Часть 1

Если в Западной культуре первое место среди цветов занимает роза, то в Восточной вся слава принадлежит лотосу (лат. Nelumbo)!  Очарование этого цветка, растущего на воде, столь велико, что лотос, растущий в дельте Волги даже называют каспийской, астраханской или чулпанской розой.

Лотос - один из самых древних цветков на земле, существовавший уже в позднем меловом периоде. Необыкновенная долговечность  свойственна его семенам: они были обнаружены погребенными в торфяниках Северного Китая, и их возраст насчитывает  не менее, чем  1000 лет! После соответствующей обработки их кожуры семена проросли и дали цветущие растения. Однако самыми старыми считаются три семени лотоса, найденные в неолитическом каноэ на глубине пяти с половиной метров в торфяном болоте близ Токио.  Специалист по лотосам, доктор Итиро Ога надрезал твердые покровы одного из этих 2000-летних семян, открывая доступ к зародышу. Через четыре дня после того, как семя поместили в воду, оно проросло! Полностью раскрывшийся розовый цветок лотоса развивался точно так же, как и современные лотосы.

Лотос. Часть 2

Слово «лотос» своими корнями уходит в древнегреческий язык, куда пришло из древнееврейского. Перекочевав в латынь, оно разошлось по многим странам. По-латыни lofio означает  «купание», «омовение», так что название цветка согласуется с водным характером его  произрастания.  Однако и греки, и римляне называли «лотосом» совсем не тот  цветок, который сегодня нам известен под этим названием.

Древние греки называли плоды лотоса египетскими бобами (faba egyptiaca), имея в виду киренейский лотос - кустарник из семейства Крушиновых,   произрастающий в Северной Африке. В настоящее время это растение встречается и в Южной Европе. Плоды киренейского лотоса   похожи на косточки величиной со сливу, очень вкусные; в древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу.

Лотос. Часть 3

В Древнем Египте лотос считался священным цветком и соотносился с идеей возрождения и бессмертия будучи связан с культом солнца. Хотя  белый нильский лотос (Nimphaea lotus) и голубой относятся к  совсем другому семейству — нимфейных,  внешне они очень похожи на лотос индийский, орехоносный. Много тысяч лет назад, неизвестно как, но индийский лотос  попал в Египет и расцвел на Ниле, почти неотличимый от местного лотоса - растения из семейства кувшинковых. 

Из античных источников нам известно о трех  разновидностях египетского лотоса:  розовом, белом и голубом, которые  отличались друг от друга формой цветка, символическим осмыслением и использованием в ритуальных целях. Наиболее часто у египтян встречался белый и голубой лотосы, а вот розовый почитался самым священным и чудодейственным и  в обиходе, в силу своей сакральности, не встречался, плоды его не шли в пищу. Его название  нередко фигурировало  в медицинских текстах, поскольку он обладал целебными свойствами. В надписях времени Рамсеса III фараон приносит фиванским жрецам в качестве жертвенных даров плоды розового лотоса.

Лотос. Часть 4

В «Текстах пирамид», запечатленных в гробнице  Унаса, подробно рассказано, как фараон, зачатый подобно Нефертуму, богиней Сохмет, уподобляется ему через цветок лотоса, являющийся  «ноздрями великого Ра», что символизировало возрождение к жизни вдыханием аромата цветка. "На многих ритуальных изображениях Ра и умершие представлены с цветком лотоса около носа". Обычно фигурирует белый или голубой лотос. Белый олицетворял чистоту, голубой – небесные сферы. Таким образом, через лотос совершалось магическое оживление мертвых

Как символ возрождения лотос был включен в культ жертвенного быка Мневиса. Считаясь предвозвестником солнца, рыжий бык Мневис  символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости, ибо, по поверьям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса. Обряды сопровождались приношением букетов лотоса, иногда сам Мневис изображался с хвостом, "процветающим" в виде лотоса.  Древние египтяне верили, что "оживление для вечной жизни происходит путем символического "прохождения" покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса". Благодаря этому магическому ритуалу можно было возродиться из лотоса, подобно богам.

Лотос. Часть 5

Один из красивейших цветов, растущих на воде,  – розовый лотос (лат. Nelumbo nucifera) – был объектом поклонения и почитания на полуострове Индостан и в Шри-Ланке. Именно с этими краями связано появление  лотоса орехоносного у египтян и знакомство с этим царственным цветком европейцев. Даже родовое название  этого цветка на латыни - Nelumbo - взято от названия лотоса на языке сингалов в Шри-Ланке.

Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно  употребляли в пищу. Их варили и жарили,  подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время  входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы  уличая кого-нибудь  в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения  этому розовому красавцу.

Лотос. Часть 6

Принцип патриархальности, главенствовавший в социальном устройстве и мировоззрении  общества ариев,   не мог допустить первичности женского начала в творческом создании мира, и возник вариант мифа рождения Лакшми, вобравшей в себя черты Матери Земли, доарийской Матери-Лотоса, из лотоса, выросшего из лба ее супруга Вишну! Значительность образа Древней Матери Мира, скрытого в глубине сущности богини красоты и любви, было принижено ее местоположением - в ногах своего божественного супруга. В изобразительном искусстве появились  композиции с  богиней, обнимающей "лотосоподобные" стопы возлежащего Вишну или сидящей на коленях мужского божества.

В индуистской мифологии  первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник  из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт  Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего  своим появлением начало творения мира.

Лотос. Часть 7

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, в даосизме одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу ("бессмертная дева Хэ") изображалась держащей в руках цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу жун (жезлу исполнения желаний). Слог "хэ" (лотос) в мужских именах раньше выражал связь с буддийским учением.

Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась  образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка -  основного символа  женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок  (ч'инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.

Лотос. Часть 8

Лотос в буддизме — символ чистоты и совершенства. В буддийских легендах рассказывается, что, когда Будда достиг просветления под деревом Бодхи, он увидел своих собратьев по земной жизни в образе стеблей и бутонов лотоса: одних — погруженных в ил, других — выбирающихся на поверхность воды, третьих — начинающих цвести. Вырастая из грязи, сам лотос остается чистым, поэтому этот цветок в буддизме был признан  символом чистоты и совершенства. Чист, как белый лотос, и сам  Будда, рожденный в земном мире.

Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Согласно "Буддападе" лотос, одно из "восьми сокровищ",  начертан на стопах Будды.  Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне", а так называемая поза лотоса, padmasana - со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Восседающий на лотосе Будда связан также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей лотос.

Лотос. Часть 9

В тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а "жемчужина в лотосе" означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны. Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".

Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной.  В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.

Мак. Часть 1

Есть много разновидностей этого удивительно нежного цветка – мака, который с древнейших времен ассоциировался со сном,  плодородием и смертью. Лепестки мака бывают разных цветов: красного, белого, голубого, желтого.  Голубой мак цветет в далеких Гималайских горах, а желтый – полярный красавец, выживает  даже под льдами. Мак - древнейшее культурное растение. Среди разнообразия его видов выделяются два основных, на которых главным образом и строится мифология мака: Papaver rhoeas L. мак самосейка и Papaver somniferum L. - мак снотворный. Название последнего состоит из papa — детская кашка,  ver — настоящий и somnifer — снотворный от somnus — сон и fero — несу). В семенах мака нет опия, и они могут служить отличной пищей.  Родиной мака предположительно считается Средиземноморье, откуда он распространился по всему свету, везде обрастая соответствующей мифологией.

Мак. Часть 2

В древности зеленые головки отцветшего мака, наполненные семенами, ассоциировались с человеческими головами, и, поскольку по-гречески голова называлась kodeia, цветок получил название kodeion. Это сходство позволило римскому царю Нуме заменить головками мака человеческие жертвоприношения Юпитеру, а римскому императору Юнию Бруту, правившему в IV в. до н.э., заменить жертвоприношения детей богине Мании на головки мака и чеснока. В России церковные главы часто носят название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась постоянно народным эпитетом «золотые маковки».

Обилие семян вызывало ассоциацию и с дождевыми каплями; по этой причине мак использовали в обрядах вызывания дождя. В Полесье, к примеру, во время засухи в  колодец бросали («сеяли») зёрнышки мака и колотили или мешали воду киёчками (палицей — оружием громовержца), приговаривая: «Макарка, сыночек, вылазь из воды, разлей слезы по святой земле!». Макаркой называли мифического утопленника, который, по существующим поверьям, мог, как привести дождевые тучи, так и отогнать ненастье от села. Сербы, к примеру, для отгона грозовых и градовых туч обращались к последнему в селе утопленнику или висельнику, называя его по имени и заклиная отвести своих «говяд»(=грозовые тучи) от полей и угодьев.

Мандрагора

Мандрагора -  растение, с которым связаны многочисленные поверья, в Европе именовалась «цветком ведьм».  Однако знаменито оно  не цветком, а корнеплодом. За свое удивительное сходство с  человеческой  фигурой  раздвоенный корень этого растения получил название  «человек-змея», по-английски mandrake, откуда и произошло само название растения. Вплоть до Нового времени мандрагора высоко почиталась как альраун (волшебный корень).  Пифагор называл мандрагору  «человекоподобным растением», а Колумелла – «травой-получеловеком». Именно сходство с человеческой фигурой породило представление о способности мандрагоры излечивать бесплодие у людей и животных и способствовать возникновению любви. Суеверие это возникло в древности и нашло отражение  в Книге Бытия(30:14-17), где упоминаются «мандрагоровые яблоки», которые бесплодная Рахиль выменяла у Лии.

Молодило

Молодило,  Живучка, или Каменная роза (лат. Sempervívum) — многолетняя мясистая трава, известная также под названием «заячья капуста».  Название рода происходит от лат. semper — всегда, vivus — живой. Траву молодило традиционно связывали с громовержцем, огнем и молнией и высоко ценили как защитное средство от них. Считалось, что  если молодило растет на крыше, в дом никогда не ударит молния, и он не сгорит.

Эту траву нельзя было выкорчевывать или срезать поскольку в этом случае можно было ожидать несчастья. Растение, защищающее от огня, естественным образом должно было лечить ожоги. С этой целью выжимался из листьев маслянистый сок и прикладывался к ожогу либо сам по себе, либо в смеси с подорожником, тоже считавшимся магической травой. В русской народной медицине настой из листьев заячьей капусты используется при лечении грыжи.

Наперстянка

Напе́рстя́нка, или Дигиталис (лат. Digitális) – травянистое многолетнее растение, привлекающее внимание густо обсыпающими его цветками, форма которых напоминает наперсток или пальчик. По латыни «digitus» - палец, «digitabulum» - наперсток. Растение связывалось с  умершими и с существами из потустороннего мира. В древности существовало представление о том, что души умерших обитают в цветках наперстянки (также, как в цветках тимьяна и бобов).

Английское название наперстянки - «foxglove» («лисья перчатка») является искаженным  «Folks’Glove» (досл. «народная перчатка»), что означало «маленький народец», т. е. фей. С лисами это растение может быть связано другой легендой, по которой злые феи отдали соцветия наперстянки лисе, чтобы та смогла надеть их на лапы и незаметно, тихой поступью прокрасться по лесу. Кроме того, это растение называли «перчатками домового» и «колокольчиками мертвеца».  

Нарцисс

Название нарцисса  происходит от греческого слова «narke», «наркотическое опьянение». Луковица нарцисса ядовита. Нарциссы предпочитают расти вдоль берега водоема, отражаясь в воде. Вероятно, эта особенность и породила миф о Нарциссе, юноше необыкновенной красоты, постоянно любовавшимся своим отражением в воде. Нарциссы считались символом подземного царства мертвых. Павсаний утверждал, что перед возвращением в Аид Персефона, ставшая царицей подземного мира, собирала нарциссы. "В христианстве Нарцисс превратился в иерусалимского епископа, жившего во II в. н. э. Ему приписывалось необычайное долголетие (116 лет), которое как уверяли ранние христиане, было даровано их религией. Однако во времена «св. Нарцисса» иерусалимский храм был посвящен Венере и ее умирающему возлюбленному - богу Адонису, второе имя которого было Нарцисс. Считалось, что шестилепестковые цветки нарцисса соответствовали шестидольному символу Венеры и священной гексаграмме, которая символизировала сексуальный союз Бога с Богиней». (1)

Орхидея

Удивительно красочные  цветы – орхидеи - разнообразием своих форм и ароматов всегда привлекали внимание человека. Орхидеи делятся на две большие группы: эпифитные и наземные, но строение цветков у всех одинаково. Особенно примечательна так называемая «губа» - один из трех внутренних лепестков, отличающийся от остальных своей величиной, формой и окраской. Именно этот лепесток-губа привлекает нектаром насекомых.

Своей расцветкой эти волшебные цветы напоминают то бабочек, то яркое оперение тропической птицы, а формой могут походить на какое-то таинственное животное или звезду, или башмачок или на ладонь с растопыренными пальцами.

Солнечные цветы

Цветы желтого цвета служат неоспоримым символом солнца. Даже в названии некоторых из них видна связь с солнцем: Под-солнечник. Этот великан цветочного семейства так предан солнцу, что с восхода до заката солнца поворачивается в направлении солнечных лучей. Греческий миф повествует о том, как Аполлон отверг любовь Клитии, дочери  царя Вавилона, обратив внимание на ее сестру, Левкотею. Ревность Клитии стала причиной смерти Левкотеи, а Клития превратилась в цветок, который всегда поворачивает свой лик к солнцу. Греки так и называли подсолнечник - "клития" или "клейто" ("знаменитая").

Гелиотроп получил свое название (Гелиос — Солнце и тропе — поворот) не за окраску - его цвет сиреневый -, а  за то, что его цветки, подобно подсолнечникам, поворачиваются в сторону источника света. И этот цветок греческий миф связывает с Клитией, но не с вавилонской принцессой, а нимфой, дочерью Океана, страстно и безответно полюбившей Гелиоса, бога солнца.  Несчастная нимфа  не могла оторвать взора от любимого и весь день с тоской  поворачивала голову вслед за двигавшимся по небосклону светилом. Без воды и пищи нимфа иссохла и превратилась в цветок гелиотропа.

Фиалка

Фиалка (лат. Viola odorata, греч.  Ionia) - маленьких цветок с сильным запахом, который, согласно народному поверью "учит скромности", потому что этот провозвестник весны растет в тени более высоких растений. По греческому мифу. в тот злополучный для Персефоны день, когда она была похищена богом загробного мира Гадесом, она вместе с подругами  собирала на лугу крокусы, розы, гиацинты и  фиалки.

Греческий миф об Аттисе, божестве фригийского происхождения, повествует о том,  как фиалки возникли из капель его крови. Аттис, "видимо, был богом растительности. Во время праздника, справлявшегося весной, жители Фригии ежегодно оплакивали смерть этого бога и радовались его воскресению".(1) Согласно одной из версий мифа, особенно распространенной в Пессинунте - центре культа Матери богов Кибелы, Аттис оскопил себя под сосной и умер от потери крови. По мнению Дж. Фрэзера членовредительство Аттиса "очевидно, является попыткой объяснить членовредительство жрецов, которые, поступая на службу богине, непременно оскопляли себя". 

Цветы. Часть 1

Цветы и бабочки своей многоцветной красотой и хрупкостью всегда поражали человеческое воображение. Многообразие окрасок, перелив нежнейших оттенков и самая различная  форма ставят   цветы в первый ряд поразительных по красоте творений природы. Сложный и долгий путь эволюционного развития прошли цветы, из которых сегодня мы составляем букеты. Их размеры могут  варьироваться от крошечного - диаметром всего около 1 мм, до гигантского – таким  предстает цветок раффлезии Арнольда, достигающий в диаметре 91 см и весящий около 11 кг!  Мы видим их растущими на земле, на воде,  в воздухе. Одни из них любят солнечный свет и тянутся к нему, другие скромно предпочитают тень, третьи заболоченные места. Встречаются среди этих красивых созданий и безжалостные убийцы, и удивительные лекари. Неудивительно, что с древнейших времен цветы привлекали к себе внимание человека. Об их происхождении слагались легенды, с ними были связаны многочисленные поверья, их образ использовался как метафора быстролетной юности и мимолетной красоты, как символ земли, раскинувшейся на водах, или символ лучистого солнца. 

В мифологическом плане раннее появление весенних цветов связывало их с представлениями о детстве и юности, их увядание под набирающими силу солнечными лучами, с безвременной смертью. Греки и римляне на всех своих праздниках всегда носили венки из цветов.  В русской обрядности венки украшали девиц в праздничных хороводах. С помощью венков, бросая их в проточную в воду, гадали о сроке жизни: утонувший венок был плохим знаком, считалось, что его владелица умрет в течение года.  Во многих традициях цветы использовались в похоронной и погребальной обрядности: усопших и их могилы осыпали цветами. Сколь древна эта традиция можно видеть на примере неандертальского захоронения в пещере Шанидар (см. Загробный мир. Часть1)  А. Голан пишет, что "цветы, будучи плодами земли, в символике неолита были связаны с культом божества земли. В Древней Греции на празднествах водили в процессии быка, украшенного цветами, а в Древнем Египте – барана, украшенного цветами".

Страница 2 из 3