Белый лотосВ тибетской традиции лотос обозначает колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали соответственно прошлое, настоящее и будущее, а "жемчужина в лотосе" означала выход из колеса перерождений и смерти и достижения Нирваны. Изображение Будды, являющегося из пламени, называется "Жемчужиной лотоса", или "Сердцем лотоса".

Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной.  В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.

 

Учитель, распространивший буддизм в Тибете (8 в.), носит имя Падмасамбхава ("возникший из лотоса"). В горах Тибета встречаются гигантских размеров надписи, высеченные на скалах или на прикрепленных к скалам громадных каменных таблицах: «Om Mani Padme Oni» («Да будет благословен Он (Будда) с лотосом и драгоценным камнем») — молитвенное приветствие, с которым обращаются к Будде.

Иногда, впрочем, к нему обращаются также и со словами: «Om Mani Padme» («перл создания в лотосе»), так как, по буддистскому верованию, сотворение мира является как бы последовательным творением бесчисленных лотосов, заключающихся один в другом до бесконечности. 

В мифологии народности шан Мьянмы ( бывш. Бирма) мировая гора Лойсаомонг, представлявшаяся  центральным столбом мира,  была аналогична горе Меру  индуистской  мифологии. Миф гласил, что этот мировой столп возник из цветка лотоса, принесенного на землю богами. Из листьев лотоса  образовались четыре обитаемых материка земли. Сама гора покоится на огромной рыбе. Вокруг горы ходит солнце. На горе сосредоточены все ветры.

У юкатанских майя лотосоподобная кувшинка была "цветком воды" и часто изображалась на глиняных сосудах и в виде рельефа. Возможно, она добавлялась в наркотическое питье, некий медовый напиток "балче", смешанный с корой лонхокарпуса, чтобы приводить жрецов ягуара в экстаз.

 

Использованные материалы:

  1. Мифы народов мира, т. II;
  2. Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов;
  3. Словарь изобразительного искусства.