По древнеримской легенде мак вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Греческий миф связывает происхождение этого хрупкого цветка с тонким ароматом с Деметрой, без устали продолжавшей поиски своей исчезнувшей дочери. Боги не знали, как облегчить ее страдания, и тогда было решено создать цветок, который мог бы подарить богине хотя бы временное забвение и отдых. Срывая алые маки на своем пути, Деметра набрала целую охапку и, вдохнув ее аромат, погрузилась в сон. На Крите была обнаружена так называемая «богиня мака» - женская фигурка с головками мака в прическе, относящаяся к Минойской культуре 1400-1200 г. до н.э. Судя по найденным в ее святилище сосудам особой формы, там происходило ритуальное одурманивание опиумом. На другом изображении, найденном при раскопках могильника в Палекастро, богиня держит маки в руке, а на золотом кольце из клада, найденного в акрополе Микен, сидящая Деметра передает головки маков стоящей Коре. По свидетельству Овидия цветы, которые собирала Кора, тоже были маками. Существует вариант, по которому Деметра впервые увидела маки в городе, которому в честь этого было дано имя "Маковый", Μηκωνη (впоследствии Сикион); там был воздвигнут храм Деметре. Маковое семя добавляли в хлеб, и маки совершенно естественным образом символизировали Деметру, поскольку они росли на нивах. Отголоски культа Деметры нередко усматривают в современном греческом обычае украшать маками последний сноп. В Сикионе, по свидетельству Павсания (кн.II,10,4,5,6), в святилище Афродиты находилась ее статуя из золота и слоновой кости, изображавшая богиню с полосом на голове, маком в одной руке и яблоком в другой.
У богини Ночи было два сына-близнеца – Гипнос (римский Морфей), бог сна, и Танатос, бог смерти. Мак был вплетен в венки обоих братьев: у Гипноса головками, у Танатоса цветками. Считалось, что вокруг жилища Морфея простирались густые заросли цветущих маков, и в каждом из них покоились легкие сны. Когда бог сна хотел кого-нибудь усыпить, ему стоило только прикоснуться к нему головкой мака, и тот засыпал. Сны были самые разные, ведь лишь в одной только коробочке мака почти тридцать тысяч мелких семян. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение", а Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. В Греции семена мака использовали как приправу к пище, а также давали с вином и медом готовящимся к олимпийским играм атлетам
Маки охотно растут на засеянных полях, поэтому римская богиня жатвы Церера всегда изображалась с маком в руке. Ее статуи украшались венками, сплетенными из цветков мака и хлебных колосьев. Часто саму богиню называли Меконой (от греч. mecon, makon – мак). Сервий указывает на мотив обращения в мак афинянина Мекона, в которого влюбилась Церера. У немцев он также считался символом плодородия. А в Сибири мак сыпали в башмаки новобрачных, чтобы они не были бездетными. Семена мака использовали как оберег от нечистой силы. Так, в восточном Полесье во время свадьбы невеста должна иметь при себе мак "wiedùn, sztob nichto nie prystàu". В России на Первый Спас(14 августа) прихожане шли на службу с мёдом и маком, поэтому этот праздник носит также название Медового Спаса или Маковея. Считается, что освяченные семена приобретают целебную и магическую силу. Наши предки верили, что если над дверью подвесить засушенные и освяченные чашечки мака, то он отвадит от дома завистливых людей; им обсыпали хату, хлев, могилы «ходячих» мертвецов и др.
Использованные материалы:
- Мифологический словарь;
- Энциклопедия примет и суеверий. Кристина Хоул;
- Популярный словарь примет и знамений. Филиппа Уэринг:
- Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) Т.М. Судник, Т.В. Цивьян // Балто-славянские исследования, 1980г;
- Символы, сакралии, таинства. Барбара Уокер.
Похожие статьи