Осину издавна использовали в лечебных целях. Согласно очень древнему верованию, болезнь лучше всего лечится тем, что напоминает ее симптомы; а поскольку при лихорадке больной дрожит, то и излечивается она с помощью дрожащего дерева. Это свойство легло в основу магического обряда обнаружения вора у поляков: чтобы обнаpyжить воpа  в pасщепленнyю осинy вкладывали вещь, до котоpой дотpагивался воp. Считалось, что от этого его начнет тpясти лихоpадка, и злодей поспешит веpнyть yкpаденное.

Hа осинy охотно  "пеpеносили" болезни. С этой целью при лихорадке можно было приколотить прядь волос к осине, приговаривая: «Осина, осина, прошу тебя, дрожи и трепещи вместо меня». Другой способ состоял в том, чтобы прсверлить отверстие в стволе, вложить в него срез ногтя больного и тщательно заделать. По мере зарастания поврежденного места корой уходила и лихорадка. По этой причине осина использовалась знахарями в обрядах исцеления.

 

 

Настои из коры, почек или листьев осины используются как атнисептическое, противовоспалительное, успокаивающее и мочегонное средство. Отвар из почек осины давали больным при поносе и простудной ломоте. Под осину закапывали вещи больного, или сажали больного на свежий осиновый пень, чтобы болезнь yшла из него в этот самый пень. "Пеpедавая" болезнь деpевy, пpосили осинy об этом. Иногда в обмен на здоpовье человек обещал не наносить осине вpеда - не ломать ее ветвей, не pyбить, не жечь. Простейшим средством против зубной боли считалась поваренная соль, пропитанная осиновым соком. Заговоpы от yкyса змей обычно читали над осиновой коpой, а затем терли  ею yкyшенное место. В Англии, в Сомерсете, лучшим средством от укуса гадюки считалось  обертывание шеи пострадавшего осиновыми ветками. 

Связь осины с нечистой силой, с болезнями и горестями впоследствии, особенно под влиянием христианских легенд, создали осине репутацию дерева смерти.  По русским и белорусским поверьям, убитую змею надо повесить на осину, иначе она оживет и укусит человека. По английскому поверью гадюка боится только удара  осиновой палкой, так как только от него одного она может сразу умереть, тогда как от ударов любых других палок она никогда не умрет до захода солнца.  Согласно древним приметам, осина снилась к несчастью. 

В связи с тем, что связь со смертью выступила на первый план, осину перестали использовать при строительстве, топить осиновыми дровами печь, избегали сидеть в тени осины, не вносили в дом осиновых ветвей и пр. Считалось, что в тех местах, где растут осины, водятся черти, что черт вообще живет в осине. У литовцев и латышей существовал запрет прятаться во время грозы под осиной, потому что в ней прячется черт, которого  громовник Перкунас старается поразить громом и молнией.  У восточных славян осину  тоже считали  «чертовым» деревом, гуцулы даже называли черта  «осинавец». В местах, где растет осина, по поверьям, «вьются» черти. Ходить там небезопасно: черти могут так запутать человека, что он заблудится и не найдет дороги назад.  

В древнегреческой традиции осина или белый тополь также представлялись деревом, связанным с нижним миром. По мифу Гадес посадил это дерево на Елисейских полях в память о своей возлюбленной Левке ("белая"), дочери Океана. Павсаний сообщает, что белый тополь «прежде всего вырос у Ахеронта» в стране феспротов, откуда Геракл и принес его, назвав «ахеронтовым деревом». Р. Грейвс пишет,  что «белые тополя, или осины, были посвящены Персефоне, как богине возрождения, или Гераклу за его деяния в подземном мире». Возвращаясь из Аида, Геракл сплел себе венок из ветвей белого тополя: «Листья на этом венке, смотревшие наружу, почернели, поскольку черный – это цвет преисподней, а те, которые были прижаты к челу  Геркала, стали серебристо-белыми. Вот почему священным деревом Геракла считается белый тополь, или осина: цвет листьев означает, что Геракл совершал подвиги в обоих мирах".

Пелопсу, как  "герою",  жертвы приносили ночью, над ямой, в которой они сжигались на дровах из белого тополя. Элейцы при жертвоприношениях Зевсу употребляли тоже дрова из белого тополя. В три священных дерева обратились Геспериды. В поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика» в ответ на мольбу Орфея Гесперидам явить свой лик, сжалились над аргонавтами богини: «...сперва для них прорастили / Травы из почвы, потом из травы этой кверху побеги / Первые вдруг поднялись, и затем и цветущих деревьев / Встали стволы над землей и раскинули ветви широко. /Эрифеида в вяз, и в белый тополь Геспера / Эгла в ствол священной ветлы превратились. Из этих /Трех деревьев затем они вышли снова в том виде, / Что и всегда им присущ...».

Использованные материалы:

  1. Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий:
  2. Энциклопедия суеверий;
  3. Павсаний, Описание Эллады, книга V, 14, 3;
  4. Р. Грейвс, Мифы Древней Греции;
  5. Аполлоний Родосский. Аргонавтика