Священный тис рос в храмовом комплексе в Упсале. Крепость и долголетие тиса придавали этому дереву характер мировой опоры. Так, скандинавская пророчица - вельва упоминает 9 миров и соответствующие им 9 тисовых деревьев, 9 «опор», «костяков» каждого мира.

Воплощающий собой  идею бессмертия – смерти и возрождения, - тис тесно связан с руной Эйваз, в графическом начертании изображающей магический двухконечный жезл  жизни и смерти. Считалось, что высаженные вокруг могильников тисы не только защищали умерших, но и служили средством прохода в мир умерших. В древних шаманских традициях сжиганием коры, листьев и смолы тиса добивались изменения состояния сознания, позволявшее проникнуть  в мир иной.

Тис является одним из немногих вечнозеленых растений Британии и часто высаживается во дворах церквей как символ смерти и воскресения; в средние века, когда ветки тиса использовались вместо пальмовых ветвей, последний день великого поста называли «тисовое воскресенье».  «В Британии говорят, что тисы в церковном дворе протягивают корни ко рту всех трупов». Считалось очень нехорошей приметой спилить растущее в церковной ограде тисовое дерево, либо сломать  или повредить его ветви. Так же, говорят, нехорошо вносить тисовые ветви в дом, и в большинстве случаев люди избегают включить их в число вечнозеленых рождественских украшений.

 

 

На английских похоронах тисовые ветви часто укладывали в могилу вместе с покойником. В некоторых регионах его мелкие побеги вставляли в складки савана перед тем, как заколачивать гроб. Этим  подчеркивалось, что жизнь не кончается, а напротив продолжается в чаянии грядущего всеобщего воскресения. Аналогично этому, нынешние церкви часто украшают связками тисовых веток на Пасху (но не на Рождество), так как он символизирует победу жизни над смертью, то есть служит самой подходящей эмблемой праздника Воскресения.

В Херефордшире девушка, пожелавшая увидеть во сне своего будущего жениха, отправлялась на погост, на котором раньше никогда не бывала, и срывала тисовый побег, который потом прятала под подушку на ночь. В средне-северных графствах существовала вера в то, что можно было найти пропавшие вещи, если взять ветку тиса. Надо было только выставить ее впереди себя, и  идти куда она поведет.  «А приведет она прямо туда, где находятся потерянные вещи, и по прибытии на место повернется у вас в руках».

В Италии и Греции тис был посвящен Гекате. На горе Итоме, между  тисом и миртом нашел Эпаминонд бронзовую урну с описанием тайный мистерий в честь Великой Богини. В венках из тиса приносили в жертву Гекате быков в Древнем Риме.

Использованные материалы:

  1. Старшая Эдда;
  2. Джон Фоли, Энциклопедия знаков и символов;
  3. Кристина Хоул, Энциклопедия примет и суеверий;
  4. Р. Грейвс. Белая Богиня.