В Китае существовало много историй о чудесных рождениях, связанных с дуплистой шелковицей. Императора Шао-хао звали также Цюнсанши (Рожденный у дерева цюнсай) или Санцюши (Тутовый холм).  Его мать «забавлялась на воде близ тутового дерева – цюнсан со спустившимся с неба божественным юношей, который оказался духом звезды Тай-бо. В память о необычайных радостях, которые она познала, купаясь в этом месте, ребенка и назвали Цюнсан».

В сочинении "Ши и цзи" говорится: "Цюнсан – это одинокое тутовое дерево у Западного моря. Оно тянется вверх на восемь тысяч чи. Листья у него красные, а ягоды фиолетовые. Раз в десять тысяч лет на нем появляются плоды. Съевший их будет стареть медленнее, чем предопределено небом".

По легенде и Чжуань-сюй родился из дерева жо – полого тута, которое в мифе о солнцах растет на крайнем западе. Заходящее солнце садится на это дерево. Взобравшись на него после рождения, Чжуань-сюй стал императором. Даже о Конфуции рассказывают, что он родился из дупла тута. Любопытно отметить, что на многих островах Южных морей существовало представление о мужчине-солнце, который «спустился в нижний мир по священному дереву и оплодотворил женщину – Великую Землю».  Это священное дерево представлялось бесплодным, т. е. полым.

 

 

Обращает на себя внимание также связь тутового дерева с дождем. Тутовое дерево считалось местопребыванием горного божества. «Иньский Тан-ван во время сильной засухи молился о дожде в тутовой роще. В комментарии Гао Ю к «Люй ши чунь» говорится: “Тутовая роща – это роща на Тутовой горе (Саншань). Там скапливается много облаков, которые приносят дождь”».

Вместе с тем тутовое дерево выступало защитником от грома. По представлениям китайцев это происходит от того, что гром боится и избегает шелковицы. Даже предметы, изготовленные из древесины шелковицы, обладали магическими свойствами. Считалось, что одноногий горный дух сяо больше всего боится меча, сделанного из древесины старой шелковицы. «Если ударить его таким мечом, он сразу погибнет. Если же повесить тутовый меч у входа в дом, то он сразу удалиться».

Согласно даосской космогонии дух Чи-цзинцзы («красный дух») добыл огонь из шелковицы, и этот огонь в соединении с водой дал жизнь росткам земной жизни. У этого духа красное тело, красные волосы и борода, на нем одежда из красных листьев. Поскольку в одежде из листьев позднесредневековые китайские художники изображали своих первопредков, очевидна роль тутового дерева, как сакрального источника огня в древности, когда предки добывали священный огонь вытиранием.  

 

Использованные материалы:

  1. Исида Итиро. Мать Момотаро;
  2. Мифы народов мира, т, II.