Back to Top

Сайт посвящен мифологическим представлениям народов мира

Водные животные

Водные животные в мифологии

 

Выдра: индейцев Северной Америки мифология

Выдра выступала одним из главных мифологических образов у оджибве, индейцев Северной Америки. В мифе оджибве о происхождении времен года «выдра уносит лето», что соотносит образ этого зверька с осенне-зимней половиной года. В варианте этого мифа фигурируют две выдры: Большая и Малая, участвующие в походе за освобождение перелетных птиц, т. е. за приход весны. Большая выдра создает помехи в походе, а Малая – освобождает птиц. Затем, спасаясь от преследователей, Малая выдра лезет на дерево, а оттуда на небо и становится созвездием Большой Медведицы.

Выдра: иранская мифология

В Авесте выдра связана с образом великой богини Ардвисуры Анахиты, предстающей в яште 5 как “богиня священных вод; место ее жительства находится среди звезд. …Она обеспечивает плодородие природы и живущих существ, покровительствует стадам и пастбищам… На ногах у нее золотая обувь, роскошный плащ из меха выдры, расшитый золотом, окутывает ее”. В мифологическом контексте одеяние, покрывающее антропоморфное божество - плащ, мантия - заменяет шкуру его зооморфного образа. Следовательно, Ардвисура, прежде чем предстать статной девой, выступала в образе самой выдры.

Выдра: народов Севера мифология

Селькупы считали выдру сильным духом – хозяином воды и подземного мира. Змея, ящерица и выдра изображались на колотушках бубна, потому что считались помощниками шамана на воде, суше и под землей. Сама колотушка для камлания при путешествии в подводный мир обклеивалась ее шкуркой.  Выдра считалась настолько сильным духом, что селькупский шаман только после 10-12 лет камлания мог иметь шапку с короной из рогов,  отороченную мехом выдры или лисицы.

Выдра: финно-угорских народов мифология

У народности коми выдра считалась представителем Нижнего мира, ипостасью водного духа, поэтому в промысловом календаре коми выдре отводился период с начала ноября до середины декабря (5 ноября - 19 декабря), то есть период поздней осени, когда на севере самая длинная ночь.  За ним следовал период лисицы, продолжавшийся до середины января. Начало периода выдры означало переход преимущественно к пушной охоте. По поверьям коми, выдра олицетворяла потусторонние силы, связанные с водной стихией. Наряду со щукой она могла выступать в роли водяного духа. 

Жаба

Жаба в мифологииИз обширного семейство жаб наиболее распространены зеленая жаба (Bufo viridis), монгольская жаба (Bufo raddie), камышовая (Bufo calamita) и серая или обыкновенная жаба (Bufo bufo).  Зеленая жаба широко распространена в полупустынях, степях и широколиственных лесах. Дальше других земноводных проникает в пустыни, высоко поднимается и в горы.  В Гималаях найдена на высотах до 4500 м. Монгольская жаба обитает в лесостепном Прибайкалье и Забайкалье, на юге Дальнего Востока, в степях и полупустынях Центральной Азии. Высоко поднимается в горы. Способность обитания в горных областях и три развитых пальца при четвертом укороченном, сделали эту жабу популярным мифологическим персонажем у ульчей, нивхов и жителей Древнего Китая. 

Все перечисленные жабы ведут почти одинаковый наземный образ жизни, проводя в водоемах лишь незначительное время в период икрометания. Обитают в сухих, недоступных другим земноводным, местах. Из-за относительно коротких задних ног с менее развитой мускулатурой жабы не в состоянии делать сильных прыжков, устремляясь за добычей. На зимовку уходят рано, зимуют там же, где скрываются днем: в норах грызунов, ямах под камнями, в щелях стен, зарываются в рыхлую землю.  В отличие от гладкокожих лягушек жабы бугристые на ощупь и покрыты бородавками. Еще одной отличительной особенностью является наличие ядовитых желез, однако отсутствие аппаратов, позволяющих наносить ранения и вводить яд непосредственно в кровь, делает жаб относительно безопасными. Яд выделяется только в тот момент, когда   жаба бывает схвачена, и острые когти или зубы хищника впиваются в ее плоть. 

Жаба: европейских народов мифология

Способность жаб к выделению яда послужила основанием для связи этих земноводных с колдовством, что и создало им в Европе репутацию преимущественно злых тварей. Считалось, что жабий яд использовался в колдовских зельях и мазях. Так, в XV в. в Аррсае состоялся церковный суд над ведьмами, обвиняемыми в приготовлении подобной колдовской мази. Натерев ею свое тело, ведьмы будто бы приобретали способность летать. "Мазь якобы изготовлялась из жаб, откормленных освященными облатками, украденными из церкви".  Подобные представления привели к тому, что в Англии жаба стала считаться посланцем Дьявола и ее старались сжечь. Такого же мнения придерживались и  скандинавы: "накануне Иванова Дня, поплясав и попрыгав через костер, они бросали в огонь жаб, чтобы противостоять козням троллей и прочих злых духов, которые в эту ночь якобы выходили на поверхность Земли". Ср. с украинским поверьем о русалках, обращающихся в жаб в канун дня Ивана Купалы. Однако следы древней веры в жабу, как в  духа земного и человеческого плодородия, все же продолжали сохраняться. У англичан считалось, что "пепел сгоревшей жабы уже не содержит яда и может использоваться в лечебных целях".  У ряда европейских народов "жаба была символом матки", и с целью излечения от бесплодия "скульптуры жаб  приносились в качестве жертвенных предметов в места паломничества".

Жаба: индейцев Северной Америки мифология

Образ лягушки/жабы у индейцев Северной Америки был всегда связан с водной стихией и нижним уровнем мироздания. Миф гуронов о том, как появилась земля и первые люди, объединяет образы черепахи, жабы и женщины как создательниц земли.  Миф  повествует о том, что вначале была только вода, и ничего больше. Единственными обитателями мира были животные. "Они жили на воде, под водой или летали по воздуху. Потом с неба упала женщина. Две полярные гагары пролетали мимо и успели подхватить ее на свои крылья. Однако ноша была слишком тяжела. Гагары испугались, что уронят женщину и она утонет. Громко воззвали они о помощи. На их зов прилетели и приплыли все твари. Великая Морская Черепаха сказала: - Опустите небожительницу мне на спину. Никуда она с моей широкой спины не денется. Гагары так и сделали. Затем совет зверей стал думать, как быть дальше. Мудрая Морская Черепаха сказала, что женщине для жизни нужна земля. Все звери по очереди стали нырять на дно морское, но никто так и не достиг дна. Наконец, нырнула Жаба. Прошло много времени, прежде чем она появилась снова и принесла горсточку земли. Эту землю она отдала женщине. Женщина разровняла ее на спине Черепахи. Так возникла суша. Со временем выросли на ней деревья, потекли реки. Стали жить дети самой первой женщины. И по сей день земля покоится на спине Великой Морской Черепахи".

Жаба: индейцев Центральной Америки мифология

К древнейшим мифологическим образам Месоамерики следует отнести женское верховное божество, олицетворявшее одновременно небо и землю, жизнь и смерть - так называемую "богиню с косами". В зооморфных изображениях она выступала в облике жабы как владычица земли,  в образе утки - как владычица воды, могла принимать и  образ паука.  Сохранились антропоморфные статуэтки богини с триединым торсом: девушки с 4-мя косами,  женщины с подчеркнутыми чертами пола и старухи с отвислой грудью.

В мифологии ацтеков жаба была символом смерти и связывалась с подземным чревом перерождения. Изображения  бога-творца Тескатлипоки, вобравшего в себя черты многих древнейших богов, представляли его с оторванной ногой.  На найденном в Теночтитлане рельефе  изображено рождение Тескатлипоки землей, представленной в виде жабы. Тескатлипока "выходит из ее сердца, переданного знаком "чальчи' утль" ("драгоценность"); правая нога его ниже колена заканчивается знаком "атлачинолли" – символом "священной войны". Следовательно, божество рождается землей-жабой с поврежденной ногой, хотя в позднейших мифах  упоминается только о том, что Тескатлипока потерял ногу в борьбе с каким-то чудовищем. 

Жаба: индейцев Южной Америки мифология

В мифологических представлениях индейцев Южной Америки  образ жабы ассоциировался с духом воды и земного плодородия и играл главную роль в процессах возрождения. Такая тесная связь с землей, водой и реинкарнационными циклами, сделала жабу  объектом глубокого почитания. ”Пейн (“Histiry of New World Called America”) отмечает, что «во всем Новом Свете от Флориды до Чили, жабу и лягушку почитали как дитя воды и символ водяного духа, помогающего возделывать маис”.  Одну из разновидностей водяной жабы чилийские арауканы называли “genco”, что значит «Хозяин Вод». Они верили, что жабы ведают сохранностью вод и очищают их». Существовало почитание богини жабы как жены бога солнца.  В космогонических  представлениях индейцев куна жабе отводилось место в нижнем ярусе мира, насыщенном подземными водами и являющимся местом посмертного обитания сородичей. Связь между  разными уровнями  мироздания выражается в представлениях о Мировом древе, при этом место обитания жабы, змеи и ягуара определялось у подножия дерева. 

Жаба: китайская мифология

Знак минь в древнекитайском языке одинаково означал лягушку и жабу.  На южно-китайских бронзовых барабанах наносились изображения лягушек. Принимая во внимание, что "одной из важных ритуальных функций барабанов было вызывание дождя (например, у чжуан)", можно сделать вывод о важной роли, которую играла лягушка в дождевой магии. Считалось, что на вершине горе Хотайшань, "по преданию испускавшей страшную засуху, находился источник, начинавший бить при звуке барабанов".  а крик ядовитой трехлапой жабы юй (или черепахи), раздававшийся в четвертом месяце, сравнивался с барабанным боем. Пятый месяц по лунному календарю был месяцем летнего солнцестояния, месяцем середины года, состоявшего из двух половин. В это "переломное" время "кульминация светлого начала ян несла в себе рост и усиление темного начала инь. ...Многие магические обряды в дни летнего праздника были призваны обезопасить людей от традиционных пяти видов ядовитых тварей: стоножки, скорпиона, змеи, ящерицы и жабы. ...Во многих районах на детей надевали передники с вышитыми на них изображениями ядовитых тварей и тигра - грозы нечисти. Упомянутые обычаи указывают на то, что перенять силу ядовитых тварей во время праздника Дуаньу означало уберечься от них на будущее. Так, жабу в Китае с древности использовали для приготовления снадобий, предохранявших от оружия. Еще в прошлом веке царедворцы в Пекине в день Дуаньу отправлялись в императорский парк на ловлю жаб. Пойманных жаб прокалывали иглой чуть выше глаз ради выделяемого ими секрета, который, как считалось, излечивал сердечные заболевания". 

Страница 2 из 5