Моллюски
Моллюски в мифологии
Моллюски в мифологии
Улитка благодаря своей спиралеобразной форме раковины тоже стала одним из участников мифологического описания мира. Спираль - это символ центра пространства-времени, из которого начинает разворачиваться Творение. В алтайской мифологии Эрлик, старший брат Ульгеня, начинает творить мир в облике улитки, добывающей со дна океана комок глины - будущую землю. О том, насколько древен мотив улитки-мироустроителя, свидетельствует бурятское представление об "эрлике" (букв. "кровожадный"), владыке подземного мира, которым становится Первый умерший. По мере развития мифологического мировоззрения последующие умершие, становящиеся владыками нижнего мира, ассоциируются уже с образами рыб, змей, хищных зверей, быков и т. д.
В мифологических представлениях жителей тихоокеанского кораллового атолла Науру улитка выступает символом земли: из раковины улитки божественный паук-творец Ареоп-Энап создает землю, из своего пота – первородное море, а из камней – людей.
Афродита, богиня любви греческой мифологии, родившись из морской пены, на раковине добралась до острова Кифера, оттуда до Пелопоннеса и Кипра. "Самое известное посвященное ей святилище находилось в городе Пафос, где первоначальный белый аниконический образ богини до сих пор показывают среди руин грандиозного римского храма. Местные жрицы Афродиты каждую весну купаются в море и выходят из него обновленными". Кифера была важным центром критской торговли с Пелопоннесом, и именно через этот остров культ Афродиты мог достичь Греции. Эта критская богиня имела много ассоциаций с морем. На Крите обнаружено много следов почитания этой богини. К примеру, "пол Кносского дворца-святилища был выложен раковинами, а на украшении, найденном в Идейской пещере, Афродита изображена дующей в раковину тритона с морским анемоном, лежащим у ее алтаря. Морские ежи и каракатицы считались ее священными животными. В ее святилище в Фесте была найдена раковина тритона. В раннеминойских захоронениях таких раковин было множество, причем некоторые из них были повторены в терракоте".(1)
Морская раковина играла определенную роль в мифологических воззрениях одной из загадочных цивилизаций Месоамерики - ольмеков. Известно, что у ольмеков существовал своеобразный культ голов, наиболее ярко выраженный в создании их гигантских каменных муляжей. В захоронениях обнаружены головы, покоящиеся отдельно от костяков. Раковина входила в число погребального инвентаря, как это видно из раскопанного маунда - земляного кургана-гробницы. Возможно, она была атрибутом власти при жизни правителя, и в погребальном культе выступала тоже как символ власти, но уже божества подземного, в мир которого нисходил дух умершего.
Индейцы навахо связывали стороны света с драгоценными камнями: с Западом ассоциировалась раковина морского ушка (моллюска), с Востоком - белый жемчуг и горный хрусталь, с Севером - черный камень и с Югом - бирюза. В мифологии навахо существовали представления о богине Ахсоннутли, родившейся от слияния неба и земли, сотворившей дневной свет и небесный свод. Она именуется «бирюзовой женщиной». и иногда действует вместе со своей сестрой «женщиной белой раковины». Соединившись с носителем солнца, Ахсоннутли родила 2-х близнецов – богов-воинов. Согласно некоторым вариантам мифа Ахсоннутли – двуполое существо, способное изменять свой возраст.
По одному из вариантов бонского космогонического мифа сначала возникает белый цвет неба, потом голубой цвет земли, вслед за этим белая гора из ледника, наконец образуется внешний океан. В середине океана появляется 9 кожаных мешков, из которых в 3 приема возникает оружие различного вида и "Дедушка, сияющее облако", с шумом грома и блеском молнии. Затем появляются мать Лумо – "Морская раковина, хранительница" и отец "Дикий, кто насылает молнии". Их дети – "девять богов войны, братьев и сестер".
Раковина была атрибутом нескольких индийских богов. Древнеиндийское божество космических вод Варуна, охранитель истины и справедливости, тот, кто сотворил мир и удерживает его, обладал раковиной Девадаттой, а его ваханой служило морское чудовище Макара. Когда "из сверкающего пламени, испущенного изо рта Брахмы, Вишну и Шивы", появилась Дурга, грозная ипостась богини-матери, боги вложили в каждую из ее десяти рук "свое оружие, символы их могущества". Варуна дал ей свою раковину, Вишну - диск, Шива - трезубец и т. д.
Вишну, бог-хранитель мира, в одной из своих четырех рук держит раковину (шанкху), в другой - диск (сударшану), в двух оставшихся - булаву (гадху) и лотос (падму). Название разновидности окаменевшего аммонита - шалаграм - происходит от имени Вишну - Шалаграман, под которым он почитается в одной из непальских деревень. Мягкое тело этого древнего моллюска - аммонита - было заключено в спирально свернутую раковину, которая в окаменелом виде представляет собой черный камень овальной формы, внешняя поверхность которого покрыта древовидными узорами. Шалаграм считается одним из проявлений Вишну. При раскалывании окаменелости становятся видны внутренние слои. Его находят в священной реке Кали Гандаки (Kali Gandaki) в Непале и чем больше слоев в нем обнаруживается, тем более он почитается.
В китайском буддизме раковина является одной из восьми эмблем удачи и обозначает драгоценность и чистоту, может служить аллегорией королевской власти, принадлежности к царской семье и знаком благоприятного путешествия. поскольку соотносится с водой. В Китае также господствовало верование, что моллюски оплодотворяются грозой (громом), и потом при свете луны в них вырастают жемчужины.
В древности существовало поверье, что ласточки "зимуют на море внутри раковин". В любовной эротике жемчужная раковина отождествлялась с женским лоном. Жемчуг считался элементом, который согласно тексту "Тао Хуцзин", "защищает тело от разложения". В мифической истории Китая правители и герои часто являются, "убранные нефритами и жемчугами". ...Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь и плодородие, будучи породнена с раковиной (вульва – раковина – жемчужина – второе рождение – бессмертие). Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной".
Раковины в мифологических представлениях самых разных народов соотносятся с женским порождающим началом благодаря ассоциации с органами деторождения и наружными женскими половыми органами (лат. concha – раковина – означает и то и другое). Сексуальная символика связывает моллюска с понятием зачатия и плодовитости, что делает его атрибутом богини любви. Во многих культурах "порождающим принципом, источником всякого зародыша, матрицей всех форм является океанская глубь". Ее олицетворением служит женский образ водного божества. Поэтому в число атрибутов этой вселенской богини плодородия входят морские раковины, жемчужины, морские растения и животные. С раковинами, в частности, было связано любопытное представление о том, что моллюски оплодотворяются небесной росой, что сделало их также символом Богоматери Марии.
Существовало два объяснения происхождения жемчужин в раковинах. По одному - "это капли лунного света, рожденного в складках раковин со столь женственной символикой (раковина=вульва)", по другому - в жемчуг от удара молнии превращались глаза моллюсков. В раннехристианском "Физиологусе" дается подробное объяснение: “Есть моллюск в море, который зовется пурпурный моллюск. Он поднимается со дна морского… открывает рот и пьет небесную росу и лучи Солнца, Луны и звезд и таким образом создает жемчужину из высших источников света”. Более того, не только этот, но и все другие моллюски Красного моря “находятся вблизи от берега, все с открытым ртом, чтобы в него входило что-либо съедобное. Когда, что бывает там часто, разражается гроза, сила молнии проникает в нутро моллюска, который пугается и захлопывает створки… Он удерживает молнию в себе. Она вращается вокруг глазных яблок моллюска и эти вращением делает глаза жемчужными. Моллюск печально умирает, но жемчужины светятся в Красном море".
Мифология (c) 2011 -