Представление о земле, покоящейся на брюхе лягушки, вероятно, с буддийской мифологией проникло из Тибета к другим народам,  в том числе на Алтай. По алтайскому космогоническому мифу  Очурманы и его товарищ Чаган-Шукуты увидали  в воде лягушку. При виде их она нырнула в воду, но  Очурманы, которому, видимо, хотелось найти место для отдыха,  послал Чаган-Шукуты отыскать ее под водой. Чаган-Шукуты вынырнул с лягушкой, перевернул ее кверху брюхом, и Очырманы сел на нее, отправив товарища вновь под воду, теперь уже  за землей. Принесенной землей демиурги засыпали перевернутую лягушку, "сотворив таким образом твердь". Лягушек на Алтае не бьют, потому что на лягушке земля стоит.

 

Одно из таких преданий записано в прошлом веке в Туве Г.Н. Потаниным: «Земля лежит на Алтан-мелекее (т. е. на лягушке Алтан). Когда лягушка пошевелится, пожалуй, и земля упадет. Однажды она пошевелилась: Улу-Далай (великое море) заволновалось, как будто закипело, и вышло из берегов. Один только старик предвидел это обстоятельство и выстроил плот, окованный железом, - "темир хадалу сал", сел в него с немногими людьми и запасом и тем спасся. Этот плот и теперь стоит на высокой тайге, на которой некогда остановился. Все остальные люди и животные погибли. ...В мифологии южных тувинцев фигурирует хозяин подземного мира Мелхи, огромный по величине малоподвижный хищный зверь на четырех лапах, поддерживающий собой землю. В этом персонаже нетрудно узнать трансформированный образ космической лягушки-черепахи".

В нижней части алтайских шаманских бубнов изображался "подземный мир" с населяющими его животными – лягушками, змеями, медведями. По некоторым алтайским и шорским мифам  Ульгеня учат добыванию огня лягушка или сыч. В варианте именно  лягушка обнаруживает гору с берёзой и камнями, из которых добывается первый огонь. В шорской легенде Алтай-Буучай, оживленный небесной девой, сначала оставался немым, но обрел дар речи, съев половину языка белой лягушки.

Использованные материалы:

  1. В.В. Евсюков Восточно-азиатский миф о сотворении земли// История и культура Востока Азии;
  2. Мифы народов мира, т. II.