Главное празднество в честь библского бога растительности и богини любви Афродиты проходило в конце лета в местечке Афка, у истока реки, находившегося в пещере, в которой, как считалось и умер от ран Адонис. Вода источника окрашивалась кровью пораженного бога в красный цвет и наполняла этой "кровавой" водой реку. Красный цвет речная вода приобретала периодически от того, что размывала краснозем, однако верующие не сомневались, что это явление подтверждает историю о смерти Адониса от полученных ран.
"Появление «крови» знаменовало начало праздника. В эти дни на небе восходила звезда Сириус, а с моря начинали дуть сильные ветры. Город погружался в траур. Торжественная процессия паломников поднималась по склону Ливанских гор, повторяя скорбный путь Адониса. Многие бичевали себя. Женщины обрезали волосы. Все молили бога о воскресении. Люди возлагали на его «могилу» цветы и фрукты, оплакивали его смерть".
Это яркое описание скорби и траура по погибшему Адонису, автор увлекательной книги "Загадки Финикии" Александр Волков, дополняет сообщением, что "траур продолжался три дня, пока из Египта не приходила весть о воскресении Адониса, а затем все бурно радовались возвращению божества к жизни и начавшемуся обновлению природы».
Однако Лукиан сообщает о двух днях празднования: в первый день все предавались плачу, а во второй - радости по воскресшему богу. В Александрии в конце лета тоже в течение двух дней справлялись Адонии, но там в первый день пышно праздновали священный брак Афродиты с Адонисом. По описаниям Феокрита и Биона фигуры Адониса и Афродиты покоились на ложе – символе их брачного союза: "Ложе твое пусть займет, Киферея, прекрасный Адонис…". Вокруг были расставлены плоды, пироги, изображения различных животных и так называемые "садики Адониса". А на следующий день с причитанием и плачем статую Адониса несли к морю и погружали в воду, символизируя возвращение его в царство смерти.
У Феокрита певица славит Афродиту, к которой через год Горы вернули милого от вечных волн Ахеронта. Сегодня богиня радуется при виде Адониса, но завтра на заре женщины понесут его в море, распустив волосы, обнажив грудь, с громкою песней и пожеланиями возврата: "Будь к нам милостив, Адонис, теперь и в будущем году; милостивым ты пришел, будь таким же, когда вернешься".
Одним из имен богини любви Афродиты было Киприда, которое дано богине по о. Кипру, заросшему кипарисами. В Греции в ежегодных ритуалах оплакивания Афродитой погибшего Адониса участники процессии несли кипарисовые ветви. В Афинах во время адоний - праздника в честь Адониса, под плач и погребальные песни повсюду выставлялись изображения умерших. Кроме того поздней весной и ранней осенью гречанки выставляли так называемые «садики Адониса» - горшочки с быстро распускающейся и так же быстро увядающей зеленью – символ мимолетности жизни.
Кипрский царь Пигмалион, известный по мифу об ожившей статуе прекрасной Галатеи, по некоторым данным тождественен кипрской ипостаси Адониса - Адонису-Пигмайю, возлюбленному Афродиты и персонификации весны. Дж.Д. Фэзер пришел к выводу, что поскольку "Адонис, по преданию, правил на Кипре... кажется достоверным, что титул Адониса закрепился на этом острове за сыновьями всех финикийских царей". Центром поклонения Адонису и Афродите на Кипре был Пафос. "Считается, что обычай религиозной проституции был учрежден в Пафосе царем Киниром и на практике осуществлен царскими дочерьми, сестрами Адониса... Они отдавались чужеземцам и кончили свои дни в Египте".
Сыном Адониса и Афродиты был Голгос. На Кипре была гора Голг. В ранний период своей истории финикияне изображали свои божества в виде каменных колонн или конусов. Имя Голгос, как пишет А. Древс в книге "Миф о Христе", "связано с фаллическими конусами, которые воздвигались на возвышенностях в честь богини-матери, называемой владычицей голгосов. Множественное число от слова "голгос" звучит на арамейском языке как "голгофа".
Использованные материалы:
- А. Волков. Загадки Финикии;
- Мифы народов мира, т. I;
- А.Н. Веселовский. Историческая поэтика;
- Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
- Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий.