Осирису, как божеству умирающей и воскресающей растительности, богу зерна, были посвящены ежегодные празднества в месяце сева – койаке. На его празднике жрецы били себя в грудь и причитали, изображая скорбный путь Исиды в поисках бога. В шестнадцати египетских провинциях справлялись обряды погребения найденных останков Осириса, и в различных городах ритуал проходил с местными изменениями.
В Абидосе. погребальный обряд включал в себя изготовление статуэток бога из песка или перегноя, смешанного с зерном, к которому добавляли благовония. Праздник открывался 12 койака обрядом пахоты и сева, при этом плуг изготовляли из древесины тамариска. «Один конец поля засеивали ячменем, другой – пшеницей, а середину – льном». Когда через какое-то время эти изображения бога выкапывали и «было видно, как из плоти Осириса пробиваются побеги. ...Зерно произрастало из тела бога зерна, он кормил народ телом своим и умирал для того, чтобы люди могли жить».
В Бусирисе в этот день клали немного песка и ячменя в «сад бога – что-то вроде большого цветочного горшка... Эта церемония совершалась в присутствии богини-коровы Шенти. Внутри изваяния богини из позолоченного платанового дерева находилось изображение обезглавленного человека. Из золотой вазы, наполненной водой только что разлившегося Нила, обливали богиню и сад. Ячмень выращивали как символ воскресения бога после его захоронения в земле...». Через несколько дней, 24 койака, «после захода солнца статую Осириса в гробу из тутового дерева опускали в могилу, а в девять часов вечера прошлогоднюю статую вынимали и клали на ветви платанового дерева». В конце праздника гроб с изображением мертвого бога вносили через западную дверь в гробницу и, оставив его в ней, покидали гробницу через восточную дверь.
Обращает на себя внимание использование в этих погребальных обрядах древесины таких священных деревьев, как тамариск, платан и тута (шелковица). Кроме того, Осирису был посвящен вечнозеленый плющ. Плутарх пишет, что египтяне называют плющ "хепосирис, и это имя, как говорят, означает '"побег Осириса". (Плутарх. Об Исиде и Осирисе). Фрэзер приводит описание обряда, из которого явственно следует отождествление Осириса с духом дерева. Участники обряда «срубали сосну, выдалбливали ее сердцевину и из вынутой древесины изготовляли изображение Осириса, после чего его, как труп, опускали в образовавшееся дупло. ...Это изображение Осириса хранилось в течение года, после чего сжигалось (то же самое проделывали с куклой Аттиса, привязанной к сосне)».
Нет сомнений в том, что первоначально Осирис представлялся духом дерева, но с течением времени он стал объектом культа виноградной лозы, плодовых деревьев и зерновых культур. В древних гробницах часто находили символы воскресающего божества растительности - «вазы, разделенные на две части поперечной перегородкой с дырочками. В нижнюю часть наливали воду, в верхнюю клали луковицы водяной лилии. Она выпускала корни, которые через отверстие спускались к воде, а вверх луковица выбрасывала стебли через одну, а иногда через три горловины, и лилия расцветала». Этот обычай был очень распространен во времена Среднего царства.
Позднее на смену вазам пришли «прорастающие Осирисы» - деревянные каркасы на ножках, обтянутые грубой тканью. На ткани лежало контурное изображение Осириса из дерева. Эти изображения заполняли землей с посеянными зернами и поливали в течение нескольких дней. «Когда побеги достигали двенадцати – четырнадцати сантиметров, им давали засохнуть на корню и затем заворачивали в пелены. Египтяне надеялись ускорить воскрешение усопшего, ибо Осирис прорастал точно так же до момента своего возрождения».
Использованные материалы:
- Дж.Д. Фрэзер. Золотая ветвь;
- Пьер Монте. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов.