Растения

Растения в мифологии

Слива

Слива (лат. Prunus) цветет  белыми или розовыми пятилепестковыми цветками, имеет твердую древесину.

В Восточной Азии слива является излюбленным символом ранней девичьей юности, так как цветок сливы распускается еще до того, как появляются листья. По-китайски слива – мэй хуа, и о популярности этого символа говорит китайская клановая фамилия Мэй (букв. «дикая слива»). Эротический оттенок названия мэй-хуа проглядывает в названии брачного ложа «одеяло цвета сливы». «Как известно, название этого фрукта стало также оскорбительным прозвищем, пренебрежительно бросаемым  женщинами в адрес опустившихся подруг по полу».

В китайской культуре сливовое дерево  имеет огромное значение. Принадлежа к символам четырех времен года, дикая слива, цветущая поздней зимой, является символом зимы. Соединенные вместе ветки сливы, сосны и бамбука – символизировали "трех друзей холодного времени года" и удачу и долголетие. Пятилистный цветок сливы символизировал пять богов счастья Древнего Китая, а также определенного оракула.

Персик

Персик (лат. Prunus persica, «персидская слива»), - невысокое плодовое дерево, цветущее розовыми цветками, было ввезено  в Европу в I в. с Востока. Его родиной предположительно считается Северный Китай. Плоды персика высоко ценились в античности. Древние римляне называли его  Malum persicum  – «персидское яблоко». Когда в саду императора Александра Севера лавровое дерево переросло персиковое, это было истолковано как предзнаменование победы над персами.

В Китае персиковое дерево и его плоды пользовались большим почитанием. Это дерево считалось священным деревом жизни Богини-матери. Древнекитайский миф повествует о персиковом саде, который рос во владениях Си-ванму - «владычицы Запада», на горе Куньлунь. Сама Си-ванму представлялась живущей в пещере этой горы, а по другому варианту – во дворце, окруженном висячими садами.

Плод мистического персикового сада богини, содержащий божественный элексир бессмертия, созревал каждые три тысячи лет. По этому поводу там устраивался большой праздник духов и бессмертных. Среди растений, которые могут обеспечить долголетие, китайская традиция выделяла траву цзи («трава бессмертия»), сосну, кипарис и персик.

Олива. Часть 3

Богиня Лето, преследуемая Пифоном, смогла разрешиться от бремени на о. Делос, держась одной рукой за оливу, а другой – за пальму. Оба эти дерева – олива и пальма – были почитаемы на о. Сардиния. В «пальмовое» воскресенье, празднуемое на шестой неделе поста, верующие с ветвями оливы и пальмы в руках посещают церкви, где священник благословляет эти растения. «Крестьяне сохраняют их до следующего года, считая символом благополучия». Приданое невесты украшалось ветвями олив и пальм.

Страна на Ниле, известная всему миру как Египет имела и другие названия, в числе которых было Бекет ("оливковая страна"), свидетельствующее о том, что в Древнем Египте, если не культивировалась олива, то, во всяком случае были известны дикие оливы. В "Главе об укусах скорпиона" к Исиде, безутешной от того, что скорпион укусил ее сына, подошла со словами утешения некая женщина: «Не отчаивайся, о мать бога, не отчаивайся. Дитя оливкового дерева лежит у горы своего брата, кустарник скрыт, и ни один враг не войдет сюда». По некоторым свидетельствам сад Гесперид находился на близлежащем от Танжера островке, «где воздвигнут алтарь Гераклу, однако следов сада на нем не осталось, если не считать нескольких диких олив".

Олива. Часть 2

Плоды оливы были источником масла и выращивание олив имело важнейшее значение. Миф гласит, что между Афиной и Посейдоном возник спор, за власть над Афинами. Посейдон, ударив трезубцем, выбил источник пресной воды на Акрополе, а Афина вырастила оливу. Жители Афин отдали предпочтение богине. Эта священная олива, посаженная самой Афиной, находилась в Пандросейоне – храме, построенном на Акрополе. Одним из имен Афины было Пандроса («всевлажная»). Оливы были священными деревьями Афины и именовались  «деревьями судьбы», причем «сама Афина мыслилась как судьба и Великая богиня-мать, которая известна в архаической мифологии как родительница и губительница всего живого».

Тот, факт, что Афина принесла оливу, подтверждает ливийское происхождение мифа об Афине - рождение самой богини в Ливии, «однако принести она могла только ветвь, поскольку культурные оливы не плодоносят и для получения урожая их нужно привить к диким оливковым деревьям».  Именно в Ливии миртовые нимфы, дети Гермеса, научили Аристея, сына Кирены, «облагораживать дикую маслину». Из Ливии Аристей перебрался в Грецию, посетил многие острова и «несколько лет провел в Сицилии, где ему воздавали божественные почести, особенно те, кто выращивал оливы». Однако широкое распространение культуры оливы на Сицилии связано с появлением в позднемикенскую эпоху на южном побережье острова эллинских колоний.

Олива. Часть 1

Олива европейская (лат. Olea europaea) — вечнозелёное субтропическое дерево. Растение с древности возделывается для получения оливкового масла и в диком виде не встречается. Энциклопедия Ганса Бидерманна называет родиной культурной оливы Ливию, хотя до настоящего времени «дикий предок культурного оливкового древа не найден». Средняя высота оливковых деревьев не превышает 2-х метров, а возраст не старше 200-300 лет. «Кора старых олив многократно растрескивается и зарастает вновь, отчего ее толстый ствол приобретает самые причудливые формы, а древесина – свилеватость и дуплистость. Но и среди олив имеются свои рекордсмены. В Северной Африке и на Кипре есть деревья с диаметром ствола до 4 метров, а на острове Майорке – экземпляры со стволами до 13 метров в обхвате».

В Греции оливу  выращивали еще 3500 лет тому назад. Богатые маслом оливки были для людей древности одним из немногих источников топлива для ламп, смазки и растительного масла. Считалось, что «оливковая ветвь и масло способны защитить от злых духов и продлевать жизнь. Эта вера породила древнейший обряд помазания царей, императоров и важных служителей религии. Юношей, победителей легкоатлетических соревнований в Афинах, награждали сосудом с маслом, выжатым из плодов священных олив, высаженных у храмов в честь богини Афины».

Гранат. Часть 5

Деревья граната высаживались на могилах героев. На могиле Менекея, сына Креонта, добровольно убившего себя по предсказанию из Дельф, выросло гранатовое дерево. Описывая могилу Менекея, Павсаний добавляет: «Если у зрелого плода разорвать наружную кожицу, то внутри можно найти (жидкость), вполне напоминающую кровь". Считалось, что на гранатовых деревьях обитают нимфы – ройяды.

У христиан гранат является символом церкви: его зерна, заключенные в твердую и прочную оболочку, обозначают единство церкви, красный сок граната олицетворяет кровь Иисуса Христа, а мякоть – его тело. «Этот мощный символ, - пишет Б. Уокер, - был ассимилирован в образ Христа Бедой Достопочтенным и Кассидором, которые настаивали, что метафорически маточная кровь принадлежала именно ему. "Там, где льется столь драгоценный и благоуханный сок, следует прочувствовать внутренние страдания Спасителя, чтобы до конца понять беспредельные душевные муки Бога, чья кровь течет для всего человечества"».  В заключение этой цитаты Барбара Уокер добавляет: «Однако никакой витиеватый стиль не может скрыть того факта, что при рождении людей кровь проливает женщина».

Гранат. Часть 4

Съеденные Персефоной зерна граната стали с тех давних пор символом супружества, и гранатовое дерево стало олицетворять  у римлян и древних греков не только плодовитость и изобилие, но любовь и брак. В Риме невесты несли венки из цветущих ветвей гранатового дерева. Гранатовое яблоко в руках Юноны символизировало брак и новую жизнь. В некоторых областях Греции было  принято в день 1 Мая сплетать венки, используя злаки и ветки плодовых деревьев - граната, инжира с висящими плодами, миндаля, пучки пшеницы, проса, вплетая в них головки чеснока (как оберег от "дурного глаза").

C развитием патриархальной идеологии роль богини Земли, богини-Матери, покровительницы деторождений, все больше отступала на задний план, и происхождение граната, его символика стали  частью мифа о  мужском божестве – сыне или возлюбленном Богини.  Гранатовый сок, прежде ассоциировавшийся с материнской кровью, проливаемой при рождении ребенка,  стал символом крови, пролитой убитым, растерзанным  возлюбленным богини-матери.

Гранат. Часть 3

Гранат был символом Астарты и Геры-Юноны. На священном участке Геры – Герейоне, около Микен, находился храм, посвященный богине. Статуя в храме изображала Геру «сидящей на троне огромной величины… на ней надет венок с рельефными изображениями Харит и Гор, и в одной руке она держит плод гранатового яблока, а в другой скипетр". Павсаний подробно описывает историю, связанную с появлением кукушки на навершии скипетра богини, однако  отказывается пояснить с чем связана символика граната, который держит Гера: "Что касается гранатового дерева,  то этот рассказ я должен опустить, так как он относится к важнейшим таинствам…».  

В городе на юго-западе Италии - Пестуме, известном в древности как Посейдония, находится храм «девы Марии с гранатом». В нем «сохранилось изображение Мадонны с младенцем на одной руке и гранатом в другой, и поклоняются ей также, как Древней Богине с аналогичными атрибутами, установленной в том же храме. Когда-то в виде гранатов изображалась та масть Таро, которая сейчас именуется Дисками или Пентаклями и олицетворяет землю. Эти женственные магические символы именовали плодами древа познания».

Гранат. Часть 2

Гранат – символ плодородия и изобилия был атрибутом богинь-матерей и покровительниц деторождения. Римляне называли гранат «пуническим яблоком», считалось, что лучшие гранаты растут в Карфагене. После падения Карфагена ливийские племена продолжали почитать пунических богов. 

На одной из стел времени Римской империи, рельеф, выполненный в пунической манере, изображает наверху бога с молниями в руках, ниже две розетки, символизирующие утреннюю и вечернюю звезду, солнце в виде человеческого лица с лучами, и  полумесяц, увенчивающий антропоморфный «знак Тиннит», богини-девы и покровительницы деторождения. Руки Тиннит держат рог изобилия с виноградной гроздью и плод граната. Ниже  изображены фигуры людей и птиц, а в самом низу – фронтон храма, внутри которого изображена голова.

Культ древней пеласгийской богини деторождения Эйлифии был известен в Эгеиде задолго до Гомера. На Крите по археологическим свидетельствам  ей поклонялись в пещере Айос Теодорос, находившейся вблизи гавани Кносса. Функции эгейской Эйлифии сохранились и у этрусской Эйлифии: "Обнаружена статуэтка женщины с тремя буллами на шее и плодом граната в левой руке, на ней надпись: "Я статуэтка матери Эйлифии".

Абрикос

Абрикос (лат. Prunus armeniaca) - невысокое плодовое дерево, цветущее белыми или розовыми цветами, которые  распускаются до появления листьев. Родина абрикоса - район Тянь-Шаня в Китае, хотя прежде считалось, что он происходит из Армении и оттуда ввезен в Италию. Плиний, Диоскорид и Колумелла называют абрикос «армянским яблоком» (лат. Mela armeniaca, лат. pomum armeniacum).

С абрикосами люди познакомились очень давно. Это подтверждают многочисленные археологические находки. При раскопках в Ферганской долине были обнаружены косточки абрикосов в слоях, возраст которых 5—6 тысяч лет. Вероятно, абрикос был завезен в Рим армянскими купцами. По еще одной версии  абрикос был перенесен  в страны Средиземноморья арабами из Согдианы (Средняя Азия).  Арабы назвали его ''al-birquq', испанцы переделали его в 'albaricoque', французы  переименовали его в 'abricot', отсюда возникло немецкое 'Abrikosse', голландское 'abrikoos' и русское "абрикос".

Подкатегории

Страница 15 из 34