Мирт в мифологииОтношение к мирту как к дереву смерти, дереву тринадцатого месяца года,  когда царь должен был расстаться с жизнью, видно  из греческого мифа о гибели царя Эномая от рук возничего, имя которого недвусмысленно напоминает об участи царя в конце срока своего правления.  Всех женихов своей единственной дочери Гипподамии царь приглашал принять участие в гонках колесниц. Если жених приходил вторым, он погибал, но в случае победы он брал в жены Гипподамию, а Эномай должен был умереть.

Миф называет то двенадцать, то тринадцать погибших женихов. Эти числа соответствуют количеству лунных месяцев, которых в году было попеременно то двенадцать, то тринадцать. Например, в Олимпии колесницы во время соревнований проходили по стадиону двенадцать кругов в честь луны-богини. Однако Эномай мог не беспокоиться за результат соревнования: лошади, впряженные в его колесницу, превосходили по быстроте всех остальных лошадей Греции, а возничим был Миртил, сын Гермеса, умело управлявший колесницей, и Эномай всегда выходил победителем, поражая очередного желающего взять в жены Гипподамию насмерть копьем.

 

 

Р. Грейвс объясняет нежелание Эномая выдать свою дочь замуж продолжавшей сохраняться на Пелопоннесе в среде местного крестьянства  матрилинейности родства.  Власть передавалась по материнской линии, и у Эномая оставалась дочь, брак с которой мог бы сохранить ему власть. Однако, как приверженец патриархальной идеологии, Эномай, сын Ареса, не мог позволить себе кровосмешения. Оставалось только препятствовать браку дочери: чем дольше Гипподамия оставалась незамужней, тем дольше жил ее царь-отец.

На горе Сипил Пелопс посвятил Темнейской Афродите изваяние, вырезанное из зеленого мирта. Богиня явно благоволила к нему, потому что когда Пелопс, прибыв на Пелопоннес,  согласился принять участие в состязании колесниц за руку дочери Эномая, Гипподамия, влюбившаяся в него с первого взгляда, подговорила Миртила заменить металлическую чеку в колеснице ее отца  на восковую.

Пелопс выиграл состязание и по наиболее распространенной версии мифа, сбросил Миртила после победы в море у Герейского мыса. С гибелью Миртила связывают происхождение названия Миртойского моря, простиравшегося от восточного побережья Пелопоннеса до островов Андрос, Тенедос и Парос.

По одному из вариантов мифа гибель Миртила объясняется его попыткой  овладеть Гипподамией, когда Пелопс сошел с колесницы, чтобы принести Гипподамии по ее просьбе воды. Когда Гипподамия пожаловалась мужу, тот в гневе столкнул Миртила с колесницы. Падая, Миртил проклял весь род Пелопса. Р. Грейвс полагает, что в этом случае произошло слияние двух мифов: «всего в нескольких метрах к востоку от ипподрома, где проходили Истмийские игры, заместителя царя "Меликерта", в чью честь эти игры проводились, сбрасывали со скалы в море. Идентичная церемония, вероятно, совершалась у мыса Герест, где умер Миртил».

После смерти Миртил был превращен Гермесом в созвездие Возничего.

 

Использованные материалы:

  1. Мифология. Большой энциклопедический словарь;
  2. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции.