Финиковая пальма с плодамиВ засушливых областях южного Средиземноморья финиковая пальма считалась священной; над пальмовой кроной часто изображался ассирийский бог солнца. В финикийском культе Ваал-Пеора изображение пальмового дерева, стоящего между двух больших камней,  служило фаллическим символом бога. В еврейских храмах этому мужскому богу поклонялись до тех пор, пока жрецы-реформаторы Яхве не убили его последователей: «И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль». (Числ.25) Однако, символизировавшее этого бога пальмовое дерево по-прежнему использовалось на ежегодных праздниках приветствия Спасителя в Иерусалиме, как описано в Евангелии.

В католических странах на шестой неделе поста отмечают так называемое «пальмовое» воскресенье. На Сардинии в это время  верующие  с веточками пальмы и оливы в руках посещают церкви, где во время мессы священник благословляет эти растения.  Пальмовые и оливковые ветви использовались и в свадебной обрядности, что намекает на связь этих символов с плодородием. В сельских районах Сардинии за несколько дней до свадьбы происходила церемония перевозки приданого в дом жениха. Когда приданое прибывало к месту назначения, «женщины расставляли мебель и прочие элементы на положенные места, украшая их цветами и зелеными ветками, среди которых первое место занимали ветки пальмы и оливы».

 

 

«На праздновании вербного воскресения, последнего воскресения великого поста, когда отмечается въезд Христа в Иерусалим (встречающие Христа подметали его путь пальмовыми ветвями), священники раздают пальмовые листья в виде креста; их освящают и хранят дома до последующей «печальной среды» (первого дня великого поста) как знак присутствия Христа. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения; в России, к примеру, заменой им служат вербы. Первые английские пилигримы, которые отправлялись в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения; им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви, и по этим значкам пилигримов называли еще «палмерами».

В египетской традиции пальмовые ветви использовали на праздниках в честь Осириса – принесенного в жертву и возродившегося бога. «Пальмовая ветвь символизировала мужскую силу Осириса в союзе с его матерью-сестрой-женой Исидой. Пальмовая ветвь является символом пениса, который, как считалось, был в состоянии эрекции, когда бог возродился в виде Мену или Мина – «быка своей матери». Египтяне  возлагали пальмовые опахала  на гробы и мумии как символ возрождения.

Культ финиковой пальмы и сикоморы был связан с богиней Хатор, которую даже называли «Владычицей финиковой пальмы». «Оба дерева являлись символами возрождения к жизни; в древнем Египте эту символику обычно несли те из них, которые имели сладкие плоды – финики и кокосы у пальмы, плоды священного дерева «ишед». ...Пальма обожествлялась в различных областях Египта и как священное дерево, которое служило символическим мостом между западным и восточным берегами жизни. …В собрании Каирского музея имеется рельеф с изображением сикоморы, над кроной которой поднимается финиковая пальма со свисающими гроздьями плодов. Из ствола дерева выходит богиня (Нут или Хатхор), приносящая дары покойному...».

Использованные материалы:

  1. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства;
  2. Н.А. Красновская. Происхождение и этническая история сардинцев;
  3.  Н.А. Померанцева. Эстетические основы искусства Древнего Египта;
  4. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов.