Цветы
Цветы в мифологии
Цветы в мифологии
В Европе в настоящее время известно более 100 видов герани. Практически в каждом доме растет комнатная герань, которая цветет почти весь год и, по народным поверьям, защищает семью от злых сил.
По легенде этот цветок вырос из крови убитого юноши Гиацинта, по имени которого и был назван. Гиацинт был спартанским царевичем и, согласно сказанию о первой гомоэротической мужской любви, был почитаем певцом Фамиридом, а также Аполлоном. Греческий миф рассказывает о любви Аполлона к прекрасному юноше, и о ревности Зефира, западного ветра. Во время метания дисков, Зефир отклонил диск, пущенный Аполлоном, в сторону Гиацинта, и юноша упал, сраженный насмерть.
Это растение греки называли «diktamnon» поскольку оно было посвящено критской богине луны Диктинне («та, что с горы Дикта») . «Древние относились к бадьяну с уважением, смешанным со страхом, из-за его любопытных свойств, давших ему иное имя – «растение-газ». Бадьян в небольших количествах выделяет горючий газ, который может вспыхнуть, если зажженную спичку или какой-нибудь другой источник огня поднести к цветку у основания стебля».
Первое письменное упоминание о нем находится в древнейшем китайском сочинении о лекарственных средствах «Шень-нун-бэн цао», относящемся к I в. до н. э., хотя в восточной народной медицине он применяется не менее 4—5 тысячелетий. Китайцы почитали женьшень именно по той же причине, по которой европейцы почитали мандрагору – из-за причудливо извилистых корней, часто имевших форму человеческого тела. Именно корень вызывал чувство благоговения перед этим растением, и будил бесчисленные эротические фантазии.
Некоторые кактусы (Opuntia ficus-indica) использовались в религиозных ритуалах, служили продуктом питания, другие - в качестве медицинских препаратов, как строительный материал или в качестве источника красящих веществ. Цветущий кактус, изображенный на мексиканском гербе – это напалея кошениленосная. Это растение знаменито тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают алую краску для тканей и пищевой краситель.
Восприятием Виракуты как страны, находящейся в потустороннем мире, объясняется правило называть в походе вещи не своими именами, например, голову - горшком, нос - мужским членом, волосы - волокнами или корнями кактуса. Ведь в ином мире все наоборот, все перевернуто. «Вот мы все собрались в центре города, под луной, и нам совсем не удалось набрать пейота, наши корзины наполнены одними цветами», — говорят паломники, стоя посреди пустыни под палящим солнцем с корзинами, полными пейота».
В поход за священным кактусом отправляются за три сотни миль в гористые районы Сьерра-Мадре в западной Мексике. Там был сотворен мир, там некогда жили первые люди, и первый шаман когда-то возглавил откочевавших из этих мест божественных предков в походе, возвращавшем их в священный центр мира. По преданию боги-прародители «сидели, образовав круг, в храме уичолов, и каждый жаловался на свои недуги».
Пейотль применяли не только жрецы, чтобы вызвать различные видения, а потом передать увиденное народу как священное пророчество. Он широко использовался в народной медицине. В виде кашицы его применяли как наружное болеутоляющее и протвовоспалительное средство - наносили на раны, места ожогов и укусов змей, лечили им ревматические боли. При приеме внутрь пейотль стимулировал сердце и кровообращение, придавал силу и выносливость, снижал температуру тела и успокаивал кашель.
Отношение уичолей к пейотлю в корне отличается от негативного отношения западной культуры к этому растению, как к наркотику. Антрополог Питер Фурст в своей книге «Галлюциногены и культура» приводит забавный случай, иллюстрирующий точку зрения индейцев: когда один из корреспондентов в присутствии шамана уичолей назвал пейотл наркотиком, шаман кратко ответил, что «аспирина – наркотик, пейотль – священное растение».
Трилистник считался воплощением трех матерей кельтской магии, известных под названием три Бригиты или три Морганы, триединой «матери-сердца» кельтских племен.
Английское название трилистника («shamrock») пришло из арабского языка, в котором это слово, по-видимому, означало тройственную богиню доисламского пантеона. Такое же священное значение имело тройное украшение, часто встречающееся в индуистской культуре.
Древнеегипетские художники отлично понимали, что лотос и геральдической цветок Верхнего Египта представляли собой два совершенно разных вида растений. Свидетельство тому можно видеть на фреске в усыпальнице в Фивах, где Аменхотеп III изображен сидящим на престоле, который поддерживают две колоны спереди и одна сзади. Задняя колонна имеет вид стебля папируса, а из двух передних колонн одна символизирует лотос, а другая - лилию, традиционный геральдический символ юга. Во внутреннем дворике Карнакского храма стоят две свободно стоящие колонны, воздвигнутые при Тутмосе III. "Высокий рельеф на колонне с северной стороны от входа изображает три стебля папируса. На колонне с южной стороны от входа высечены тоже три стебля, но, увенчанных сложным стилизованным цветком с частично отогнутыми лепестками. И если вы теперь на минуту оставите Египет и вспомните символический герб французской монархии, вы сразу же узнаете в них знаменитый «Fleur-de-Lys».
Лотос - один из самых древних цветков на земле, существовавший уже в позднем меловом периоде. Необыкновенная долговечность свойственна его семенам: они были обнаружены погребенными в торфяниках Северного Китая, и их возраст насчитывает не менее, чем 1000 лет! После соответствующей обработки их кожуры семена проросли и дали цветущие растения. Однако самыми старыми считаются три семени лотоса, найденные в неолитическом каноэ на глубине пяти с половиной метров в торфяном болоте близ Токио. Специалист по лотосам, доктор Итиро Ога надрезал твердые покровы одного из этих 2000-летних семян, открывая доступ к зародышу. Через четыре дня после того, как семя поместили в воду, оно проросло! Полностью раскрывшийся розовый цветок лотоса развивался точно так же, как и современные лотосы.
Древние греки называли плоды лотоса египетскими бобами (faba egyptiaca), имея в виду киренейский лотос - кустарник из семейства Крушиновых, произрастающий в Северной Африке. В настоящее время это растение встречается и в Южной Европе. Плоды киренейского лотоса похожи на косточки величиной со сливу, очень вкусные; в древние времена они употреблялись народами Северной Африки в пищу.
Из античных источников нам известно о трех разновидностях египетского лотоса: розовом, белом и голубом, которые отличались друг от друга формой цветка, символическим осмыслением и использованием в ритуальных целях. Наиболее часто у египтян встречался белый и голубой лотосы, а вот розовый почитался самым священным и чудодейственным и в обиходе, в силу своей сакральности, не встречался, плоды его не шли в пищу. Его название нередко фигурировало в медицинских текстах, поскольку он обладал целебными свойствами. В надписях времени Рамсеса III фараон приносит фиванским жрецам в качестве жертвенных даров плоды розового лотоса.
Как символ возрождения лотос был включен в культ жертвенного быка Мневиса. Считаясь предвозвестником солнца, рыжий бык Мневис символизировал обновление жизненных сил и был причастен к возвращению молодости, ибо, по поверьям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Представление о возрождении жизненных сил сближает культ Мневиса с символическим осмыслением лотоса. Обряды сопровождались приношением букетов лотоса, иногда сам Мневис изображался с хвостом, "процветающим" в виде лотоса. Древние египтяне верили, что "оживление для вечной жизни происходит путем символического "прохождения" покойного через шкуру жертвенного животного, уподобленную стеблю лотоса". Благодаря этому магическому ритуалу можно было возродиться из лотоса, подобно богам.
Большую роль в распространении лотоса в Юго-Восточной и Южной Азии сыграло разведение этого цветка как пищевого сырья. Корневища лотоса, богатые крахмалом, повсеместно употребляли в пищу. Их варили и жарили, подсушивали и перемалывали в муку, из которой готовили лепешки. Лотос орехоносный, в трудные времена спасавший людей от голода, и в настоящее время входит в рацион беднейших слоев населения. Бенгальцы уличая кого-нибудь в хвастовстве, прибегают к образу лотоса: «Говорят, что живут хорошо, а у самих от корней лотоса даже зубы почернели». Именно в пищевой ценности лотоса, кроется одна из причин многовекового поклонения этому розовому красавцу.
В индуистской мифологии первопричиной и началом творения признавался Вишну, член божественной верховной триады Брахма-Вишну-Шива. Мир возник из космических вод, в которых спящий Вишну покоился на кольцах мирового змея Шеши. Из пупа Вишну вырос тонкий стебель лотоса, в бутоне которого был скрыт Брахма. Распустившись, лотос являет миру сидящего в нем, словно на троне, бога, знаменующего своим появлением начало творения мира.
Лотос считался в Азии основным символом космической йони, из которой возникла вся жизнь. В Китае эта идея передавалась образом алмазного тела, рожденного из Золотого цветка - основного символа женственности. Цветок лотоса соотносился с представлением о плодородии и производительной силе; синий цветок (ч'инг) связывался с понятием чистоты и целомудрия.
Согласно одной из позднейших легенд, новорожденный царевич Шакьямуни (ставший затем Буддой) вырвался из рук слуг и пошел по земле сам. Всюду, где ступала его нога, вырастал громадный белый лотос. Согласно "Буддападе" лотос, одно из "восьми сокровищ", начертан на стопах Будды. Статуи Будды обычно покоятся на стилизованном изображении этого цветка — "лотосовом троне", а так называемая поза лотоса, padmasana - со скрещенными ногами и вывернутыми наружу пятками, считается наилучшей для покоя, сосредоточения и созерцания. Восседающий на лотосе Будда связан также и с лотосовой супругой по имени Праджня-парамита («совершенная мудрость»), несущей лотос.
Тибетское колесо времени называется Калачакра. Для наглядного представления сущности мироздания, калачакра нередко изображается в виде красного цветка лотоса, растущего на вершине мировой горы Меру - центре Вселенной. В середине лотоса находится магический кристалл, олицетворяющий мужское начало во Вселенной.