Грибы в мифологииВозможно, как предполагает Р. Грейвс в «Белой богине», составной частью священной пищи или амбросии, которой причащались посвящаемые в Элевсинские мистерии, был гриб panaeoluspapilionaceus.

Менады тоже, по мнению Р. Грейвса,  использовали  грибы для приведения себя в трансовое состояние,  но предпочитаемый ими гриб, был, вероятно, amanitamuscaria, оказывавший на психику белее жесткое воздействие.  Вкусив этой поганки,  менады в исступлении начинали отождествлять себя с дикими зверями и носились по лесам и долам, разрывая на куски подвернувшуюся им жертву.

Однако никаких свидетельств, указывающих хотя бы косвенно на агрессивный характер поведения участников Элевсинских мистерий нет, что позволяет Р. Грейвсу заключить, что гриб, который возможно, использовался в Элевсинских мистериях, представлял собой поганку panaeoluspapilionaceus «более мягкую и погружающую в более глубокий транс». Более того,  автор считает, что употребление этого гриба было неотъемлемой частью всех мистерий, что его «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцедентным видениям».

 

Всем известно выражение «танталовы муки», обязанное мифу о фригийском царе Тантале, допущенном к пиршественному столу богов и наказанному за разглашение их тайны. Боги питались амбросией и нектаром, пищей, поддерживающей их бессмертие и вечную юность. Но «Амбросия», - пишет Грейвс,  - название осеннего праздника Диониса, во время которого, как я предполагаю, участники вкушали поганки, чем доводили себя до божественного безумия».  Pyrigenes  и ignigena – «рожденный огнем» - эпитеты Диониса, определенно указывающие на происхождение божественного сына-гриба  от удара грома-молнии, происхождение, которое традиция приписывала появлению грибов.

По мнению Р. Грейвса «тайный культ дионисийского гриба был заимствован ахейцами у пеласгов из Аргоса. Кентавры, сатиры и менады Диониса, по-видимому, во время некоего обряда ели пятнистую поганку, называемую "летающей головой" (amanita muscaria), которая придавала им невероятную физическую силу и сексуальную мощь, внушала видения и наделяла даром пророчества».

Уже упоминалось о том, что в основе названия города, основанного Персеем,  - Микен, лежит слово «гриб» (mikos).  Миф о том, что Персей выстроил город на том месте, где нашел гриб, был создан для того, чтобы объяснить изображение якобы страдающего от жажды Персея, который смотрит на гриб. Из гриба струится струйка дыма, ошибочно, по мнению Р. Грейвса, принятая за струйку воды, а на самом деле гриб является трутом, с помощью которого разжигали огонь. Можно предположить, что Персей, сын громовержца, увидел в грибе знак, поданный ему отцом, который указывал на место, где должен быть возведен город.

Известен миф о том, что Персей обезглавил Горгону Медузу, один взгляд которой умерщвлял все живое, превращая людей в  камни. Изображение на амфоре четвертого века до н. э. показывает Персея, держащего в руке голову Медузы, а над головой героя изображены галлюциногенные грибы на длинных стеблях с небольшими округлыми шапками. Возможно, наиболее верной версией происхождения названия Микен является легенда о том, что герой получил видение своего города, после того как съел галлюциногенный гриб.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Гревс. Белая Богиня;
  2. Мифологический словарь.