Грибы в мифологииПетроглифы святилища Пегтымель свидетельствуют о глубокой древности культа опьяняющих грибов на Крайнем северо-востоке Азии.  Чукчи причисляли мухоморы к  «существам», считая их «особым племенем». Найдя мухомор и собираясь его выкопать, чукча к нему обращался со следующими словами: "Это ты меня звал. Я чуть было мимо не прошел... так бы и ушел, если бы ты меня не позвал". Целью этого обращения было  «убедить хвапак (мухомор) в том, что его собираются выкопать и съесть лишь потому, что этого хочет сам хвапак, а человек просто исполняет его желание».

Чаще всего мухомор использовали в сушеном виде. Грибы заготавливали впрок, высушивая их на утреннем солнце и нанизывая по три штуки на нитку. При употреблении отрывали маленькие кусочки, тщательно пережевывали и глотали, запивая водой. Затем наступало опьянение, которое по описанию В.Г.Богораза выражалось в трех стадиях: приятное возбуждение, беспричинное веселье, ощущение ловкости и возрастания физической силы. Следующая стадия опьянения выражалась в появлении видений, встрече с духами, люди слышат голоса, «реальность для них приобретает иное измерение». Однако на этой стадии люди все еще не порывают связи с действительностью, могут осмысленно отвечать на вопросы.

 

Третья стадия является самой тяжелой: войдя в состояние измененного сознания, человек «полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон».  Дух мухомора чаще всего представлялся чукчам похожим на настоящий гриб – без шеи,  конечностей, в виде цилиндрического тела с огромной головой, но мог являться и в самых разнообразных формах.

Быстрое вращение было способом передвижения мухоморных духов-цилиндров. Им приписывалось обладание большой физической силой, потому что они «прорастают сквозь камни и деревья, разрывая и кроша их». Духи мухоморов увлекали своих почитателей с собой, путешествовали с ними по миру, часто  водили их в страну мертвых, требовали «постоянного почтения к себе и окружающей природе», заставляли «выполнять все их приказания грозя за неповиновение смертью». Зачастую они выкидывали злые шутки со своими почитателями, показывают им некоторые вещи в ложном виде.

На чукотском новогоднем празднике нэгыргын (праздник "молодого оленя"), который отмечается в течение трех дней  ранней осенью,  вапак-мухомор до сих пор является одним из главных и обязательных элементов, открывая вместе с "живым огнем", добытым трением, и домашними изображениями духов-охранителей, начало обряда. В прежние времена, по сообщениям пожилых чукчей, на новогоднем осеннем празднике нэгыргын жители стойбищ "ходили под мухомором" по двенадцать дней подряд, глотая по одному мухомору  ежедневно.

Шаманы  ели мухоморы «во время больших ритуалов, для помощи в сложных случаях болезни, открытия ясновидения, поиска пропавших людей и животных», но простые люди использовали эти грибы с единственной целью – опьянеть и повеселиться. Поэтому в течение всего  темного времени года все праздники сопровождались вкушением мухоморов. Былое священное отношение к этим грибам сохранялось в виде поста, который обязательно выдерживался в течение одного дня перед днем, когда начинали есть мухоморы. Сборщики продолжали аккуратно выкапывать мухоморы деревянной палочкой, но потребители, прежде чем съесть гриб,   все реже  обращались к вапакам с просьбой об оказании какой-либо помощи, например, в лечении.  

 

Использованные материалы:

  1. О.Б.Христофорова Логика толкований. Фольклор и моделирование поведения в архаических культурах;
  2. Олард Диксон Мистерии мухомора. Применение галлюциногенного гриба в шаманской практик.