Грибы в мифологииОб употреблении священных грибов индейцами майя, живших в гористой местности, свидетельствуют письменные документы доконкистадорской истории. В те далекие времена майя использовали глиняные и каменные грибы в священных церемониях, сопровождавшихся ритуальным употреблением галлюциногенных грибов.

Подобные «грибы» высотой около 30 см, были найдены в огромном количестве в Южной Мезоамерике - в мексиканских штатах Чьяпас и Оахака, а также в Гватемале и Сальвадоре. В Северо-Западной Мексике при раскопках шахтовых могил были обнаружены «керамические фигурки в виде людей рядом с огромным грибом или с грибами, выступающими из тела».

Современные этнографические исследования региона майя не дают прямых доказательств употребления ими священных грибов. Однако, предметы искусства подтверждают, что оно имело место. «Изучение искусства древних майя в Мексике, Гватемале и Белизе, - пишет  М.Добкин, - извлекает на свет три мотива, которые с заметной регулярностью появляются в археологических находках... Это – грибы, жабы и водяная лилия».

 

Определенный свет на вопрос о применении майя галлюциногенных грибов в ритуальных целях, могут пролить материалы по особенностям культуры их соседей – астеков. Священные грибы играли такую важную роль в жизни астеков, что индейские племена, обложенные данью императора, платили ее опьяняющими грибами. Один испанский священник писал, что для астеков их ритуальные грибы - то же, что гостия в христианстве, с помощью этой горькой пищи, "они получали своего бога через причастие".

Испанцы описали три вида галлюциногенных грибов, воздействие которых на психику было различным. Употребление ярко-желтого гриба в свежем виде вызывало неудержимый смех. Употребление второго гриба не возбуждал смеха,  а вызывало различные зрительные галлюцинации – военные сражения, видения демонов. Третий вид грибов был рыжевато-коричневым по цвету и острым на вкус. Вкушение их в сыром виде вызывало цветные грезы, которые сопровождались ощущениями улучшения самочувствия и приятным возбуждением, однако могли оказывать и прямо противоположный эффект, вызывая дискомфорт.

Об употреблении племенами астеков в религиозных церемониях волшебного гриба teonanacatl писал в своей «Хронике» испанский монах-францисканец, миссионер Бернардино де Саагун (XVI в.): «Эти грибы вызывали у них отравление, вызывали видения и возбуждали в них страсть… Они ели грибы с медом и, когда становились достаточно возбужденными под воздействием грибов, принимались танцевать, в то время как некоторые пели, а иные плакали те же, кто не хотел петь, сидел в своих жилищах, задумавшись; другим чудилось, что они умерли; кто-то видел, как их едят дикие звери; кому-то представлялось, что они стали пленниками; или, наоборот, что разбогатели и теперь у них много слуг; были и такие, которым казалось, что они совершили прелюбодеяние и им проломили за это головы…».

Вторгшиеся в  Мексику в шестнадцатом веке испанцы стали преследовать жрецов и знахарей, употреблявших священные грибы и растения в религиозных ритуалах. Единодушное заключение  церковных служителей  сводилось к тому, что во всех видениях индейцам предстает дьявол, и сами видения вызваны этим персонажем. Однако церкви так и не удалось искоренить культ священных грибов. В условиях непрекращающихся гонений и преследований, он приобрел черты, призванные примирить его с насаждаемой верой в Христа.

По свидетельству Генриха Манна, женатого на индеанке и прожившего много лет среди масатеков в Оахаке, индейцы рассказывали, что «через их чудесные горы, полные света и  дождя... однажды проходил Христос... и там, куда падали капли его крови, его жизненной эссенции, выросли священные грибы – пробудители духа, пища тому, кто светиться».

 

Использованные материалы:

  1. Марлин Добкин де Риос. Растительные галлюциногены;
  2. Ю. Березкин. Тематическая классификация и  распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам. Аналитический каталог;
  3. Невилл Друри. Шаманизм.