Кустарники

Кустарники в мифологии

Виноград. Часть 1

Виноград (лат. Vitis) плодовое растение, побеги которого называются виноградной лозой, а плоды – виноградными гроздьями. Гибкая лоза оплетает любую вертикальную опору – деревья, колья изгороди, балконные опоры и пр. Увешанная гроздьями спелых плодов, в обрамлении крупных зеленых листьев, виноградная лоза очень красиво смотрится и является излюбленным мотивом декора.

По определению Н.И.Вавилова основными центрами происхождения винограда являются среднеазиатский и переднеазиатский, в котором виноград представлен огромным разнообразием культурных и диких форм. Данные палеоботаники показывают, что родиной культивированного винограда является регион Восточной Анатолии, Загроса и Закавказья.  

Виноград превосходно растет на  почве, удобренной вулканическим пеплом. Слово «виноград» до сих пор ассоциируется в некоторых языках с горным ландшафтом (ср. нем. Weinberg «виноградник» - буквально «винная гора»). Неудивительно, что семена наиболее древних сортов окультуренного винограда находили при археологических раскопках в горных и предгорных районах Восточной Анатолии, а на севере Загросских гор археологи обнаружили девятилитровые кувшины со следами виноградного сока на стенках, датируемые 5400 лет до н. э. 

Лесной орех. Часть 7

Связь лесного ореха с громом (грозой) прослеживается  в славянских поверьях о природных явлениях. «Сербы и украинцы, например, при грозе на Ивана Купалу или на Илью ожидали малый урожай орехов или большое количество порченых». У всех славян, в том числе и у русских, существовало поверье о выходе «громовой стрелы»  через 3 года или  7 лет  наружу, причем одним из ее названий было орех  («чертов палец»).

В Полесье считали, что в орешник никогда не бьет молния, объясняя это тем, что «орешник склонил свои гибкие ветви и укрыл Богоматерь с Христом».  По этой причине рекомендовалось в грозу прятаться под этим кустарником. Представление о том, то в орешник никогда не ударяет молния, существовало и  в  северо-восточной Сербии,  поэтому из орешника делали культовые изображения для сельского мольбища под деревом – зáписа.

Лесной орех. Часть 6

Русское название лесного ореха – лещина, дано этому кустарнику по форме  листьев, напоминающей рыбу леща. В фольклоре сохранились следы почитания лесного ореха как священного дерева. В забайкальской сказке именно в ореховой ветке была заключена душа хозяина леса – медведя. По сюжету девушка просит привезти ей ветку орешника. Медведь предлагает на выбор брак или смерть за то, что сломали его орешник. Девушка соглашается на брак, и когда на голову медведя надевают венец, он превращается в пригожего парня.

Сказка, возможно, отражает в завуалированном виде «добывание» зятя из рода медведя, или даже зятя-жреца медвежьего культа. Медведь – представитель хтонических сил и  в сказке показательна связь орешника с загробным миром.

В России известны две  песенно-плясовые игры под названием «Ящер» и «Олень», сохранившие следы архаического культа. Тексты описывают Ящера, то сидящего  в «ореховом кусте», то на золотом стуле.  Если Ящер «сидит» в ореховом кусте, его поведение, как правило, пассивно, в других местах – активно: он «грызет (лущит) орехи. Смысловое действие заключается либо в вопросе хочет ли он жениться, либо в приказе поймать, схватить девицу, на которой Ящер должен жениться.

Лесной орех. Часть 5

Лесной орех – дерево девятого месяца в ирландском алфавите деревьев был популярным символом плодородия в Древнем Риме и Греции. В Древнем Риме орехами забрасывали новобрачных в день свадьбы, чтобы они были плодовитыми в браке. Кроме того, орешник служил символом правосудия и поэтому считался  священным растением Фемиды, а также Ор, богинь времен года, и Мойр, богинь судьбы. Ореховый прутик посланца богов Гермеса символизировал общение и примирение, а также поэтическое вдохновение.

Связь лесного ореха с загробным миром и возрождением отчетливо проступает в существовавшем представлении о том, что «тени мертвых снова могут стать людьми, если они войдут в бобы, орехи или рыбу, которые будут съедены их будущими матерями».

В скандинавских и тевтонских верованиях лесной орех был посвящен громовержцу Тору, вооруженному громобойным молотом, и Одину. С орехом связывались представления о плодородии, нашедшие отражение в скандинавском фольклоре:  корова, которую погоняли ореховым прутом, давала обильные удои.

Лесной орех. Часть 4

В Ирландии вера в силу лесного ореха была очень распространена. После того, как костер Летнего Солнцестояния почти совсем прогорал, его пепел растаптывали и прогоняли скот по его тлеющим угольям, обжигая животных горящими ветками орешника. После этого остатки веток хранили в надежном месте, поскольку им приписывалась способность выгонять скот из болотистых мест.

В Пруссии в старину считалось, что если от вора на месте преступления осталась какая-нибудь его носильная вещь, надо ее избить палкой. Тогда преступник заболеет и этим обнаружит себя. Только палка должна была быть непременно вырезанной из орешника и иметь три зарубки – во имя Отца, Сына и Святого Духа.

В языческой традиции лесные орехи были символом жизни и плодородия, традиционно связывались с браком и деторождением. В Девоншире выходящую из церкви невесту раньше встречала старушка или пожилая женщина и вручала ей мешочек лесных орехов. Во многих английских графствах в наше время обильный урожай орехов воспринимается как предсказание большого числа рождений, особенно мальчиков,  в будущем году. Большое количество сдвоенных орехов в урожае предсказывало рождение многих близнецов.

Лесной орех. Часть 3

В дни кельтского язычества лесной орех был священным деревом, связанным с поэзией и знанием, огнем и плодородием. Друиды использовали орешник в своих заклинаниях. В алфавите деревьев «Beth-Luis-Nion» деревом девятого месяца, начинавшегося 5 августа и заканчивавшегося 1 сентября,  выступает орех – Coll, дерево мудрости.

Девятый месяц – это время созревания орехов и сбора урожая. «Орех в кельтской легенде, - пишет Р. Грейвс, - всегда символ концентрированной мудрости»,  и далее: «Буква «Coll» использовалась как поэтическая замена цифры «девять», потому что число девять посвящено музам и потому что орех дает плоды через девять лет».

Девять ореховых деревьев нависали над источником, относящимся к потустороннему  миру и вытекающим из сид Нехтан.  Этот источник таил в себе божественную мудрость и давал начало реке Бойн, одной из главных рек Ирландии. Орехи падали в воду, где их съедал лосось и обретал мудрость, которой мог делиться с людьми. «Съесть лосося означало обрести мудрость, для женщины же это, как правило, предвещало удачное зачатие, вынашивание и рождение ребенка». Сколько орехов попадало в желудок лосося, столько ярких пятен появлялось на его спине.

Лесной орех. Часть 2

Лесной орех  всегда считался источником здоровья и счастья. Плоды его высоко калорийны, к примеру, фундук по своей калорийности превосходит рыбу и мясо. 400 граммов ядер фундука обеспечивают суточную потребность взрослого человека в калориях. Кроме своей питательной ценности орешник известен своими целительными свойствами. Издревле врачи использовали кору орехового дерева, его листья и плоды в качестве лекарства от болезней.

Как «кормящее» дерево, лесной орех ассоциировался с богиней-Матерью.  Ореховое «молочко», получающееся при растирании ядер орехов с небольшим количеством воды и обладающее большой питательной ценностью, могло заменять материнское молоко. В черкесском нартовском эпосе рассказана история женитьбы нарта Хымыща на дочери  карликов испов. Оскорбленная дочь испов покидает мужа  и новорожденного сына Пэтэрэза (осетин. Батраз, оставляя нартам следующий наказ:  «Запомните, что сын мой не возьмет ничьей груди. Не поите его ни  коровьим, ни овечьим, ни козьим молоком, а поите ореховым соком, он будет для него вместо материнского молока».

Лесной орех. Часть 1

Лесной орех, орешник (лат. Corylus) – кустарник с тонким стволом, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями. Средняя высота куста – 5 м, изредка может достигать 7 м.  Зацветает с марта-апреля или с апреля- мая (в зависимости от региона). Цветы лещины появляются до распускания листьев и свисают изящными желтоватыми серёжкам. Опыляются ветром. Встречается этот кустарник почти по всей территории Европы вплоть до Урала, в том числе на Балканах, в Крыму и Скандинавии, а также в Малой Азии. Скорлупу орешка лещины находили среди остатков свайных построек не только железного, но и бронзового века.

Орех фундук,  «родственник»  дикорастущего орешника,   представляет собой культурный сорт лесного ореха. Фундук произрастал в  Малой Азии и на Кавказе, откуда он и распространился по Южной Европе, продвинулся на север, а в XVII—XVIII веках был завезён в Америку. Больше всего разводят фундук в Турции. В двух «ореховых» районах страны – Трапезунде и Карасунде жители почти поголовно заняты выращиванием фундука. Турецкий орех не очень крупный, зато самый вкусный.

Кизил. Часть 2

Кизил, жилистое дерево с крепкой древесиной, известное своей долговечностью, высоко ценился на Балканах.  Ритуальные костры разводились кизиловыми поленьями, а в тех случаях, когда кизила не было, его заменяли грушей, горящей почти так же хорошо как и кизил. Долгая жизнь кизила и редкое свойство зацветать раньше других  – почки кизила набухают еще до Нового года – сделали кизил атрибутом новогодних празднеств.

Кизиловые почки, символизировавшие здоровье и долголетие, вместе с монетой запекались болгарами в традиционный новогодний слоеный пирог с сыром  – баницу. Считалось, что тот, кому попадется кизиловая почка, будет здоров и удачлив весь год. Такая же судьба ожидала того, чья почка, брошенная в огонь, лопалась первой.

1 января, когда начинался Новый год, у болгар назывался  “Сурваки” по названию традиционного болгарского обычая -  “Сурвакане”. Главным атрибутом праздника была украшенная ветка кизила, называемая “сурвакница”, а исполнители обрядовых действий этого праздника назывались "сурвакари". Ветка кизила для изготовления сурвакницы, должна была быть только что срезанной, еще хранящей в себе жизненные силы природы. По-болгарски ее называли «сурвачкой», “сырой”, как говорили в народе, т.е. еще не высохшей, а выражением “Сурва, весела година”, т.е. “жизненного, веселого года” начинались обрядовые действия – песенные пожелания и благословения сурвакаров.

Кизил. Часть 1

Кизил (лат. Cornus) — кустарник или невысокое деревце, зацветающее ранней весной до распускания листьев и дающее плоды осенью. Кора кизила красно-коричневая, плоды – красного цвета. В природе кизил зацветает очень рано – в феврале, и цветение растягивается иногда до мая. Цветы желтого и белого цвета. Живет кизил до 250 лет, плодоносить начинает с 16-летнего возраста.

Кизил обыкновенный (или мужской) - cornus mas распространен в Средиземноморье. Это кустарник или небольшое деревце до 8 м. высотой. Существует и кизил женский (подрод  Свидина), но он растет на юге и юго-востоке США. Плодами кизила любят лакомиться птицы, мелкие грызуны, зайцы, дикие кабаны, косули и даже рыбы. Человек издревле использовал плоды кизила как пищевое и лекарственное сырье. Но кроме плодов ценилась и прочная, твердая древесина кизилового деревца. Древние греки и римляне из нее изготовляли стрелы, древки копий и рукояти мечей.

Лавр. Часть 2

Лавр благородный был признан тем деревцем, из ветвей которого начали сплетать венки – символы победы. Всех победителей олимпийских и пифийских игр награждали венками из лавра. Сама богиня победы изображалась как аллегорический образ с лавровым венком в руках, который она возлагает на голову героев-победителей.

«Раннее христианство также ценило лавровые листья из-за их вечнозеленого вида как символ вечной  жизни  или новой жизни, которая наступит благодаря искупительным деяниям Христа». Однако ношение лаврового венка христианские власти объявили грехом из-за давней связи с языческими обрядами. Тем не менее, воспоминание об обычае дожило и до наших дней: тот, кому вручают Нобелевскую или иную премию, именуется лауреатом, что означает «увенчанный венком».

Римляне считали, что лавр посвящает носителя венка громовержцу Юпитеру – так родилось поверье, что лавр способен отражать молнии.  Послания о победе и победоносное оружие обвивались лавром и складывались перед изображением Юпитера. Римские жрецы использовали лавровые ветви для орошения святой водой или жертвенной кровью.  Вместе с жертвенными сжигали лавровые ветви, чье потрескивание считалось хорошим предзнаменованием. Лавровые венки и ветви изображались на монетах и геммах как атрибуты Юпитера и Аполлона.

Бузина. Часть 2

В средние века бузина считалась ведьмовским деревом. В Ирландии верили, что ведьмы используют прутья бузины как лошадей в ночных полетах.  Иногда сами ведьмы превращались в  прутья, которые кровоточили, если  их начинали пилить. В Англии бытует легенда о том, как одна ведьма  превратила короля и всю его армию в камни, а сама сделалась бузиной рядом с ними. По преданию местные жители в канун Иванова дня отправлялись к этому месту и пировали там, а потом ритуально спиливали ведьмово дерево. Из него текла кровь, а король-камень кивал головой.

Считалось опасным делать детские колыбели на качалках из бузины: ведьмы могли раскачивать колыбель на расстоянии или как-то иначе вредить ребенку.  А выпороть ребенка розгой из бузины значило остановить его рост. Вместе с тем, хотя бузину использовали ведьмы, она же служила средством против их козней. В Англии с этой целью высушенную и истолченную сердцевину бузины давали тем, кого считали заколдованным. Считалось, кроме того,  что крещенный человек, смазавший глаза соком бузины, сможет обрести дар ясновидения и  узнает что делают ведьмы и колдуны, где бы они ни находились. В средневековой Шотландии дома и сады защищали от ведьм, вешая на дверях и окнах ветви бузины. В Германии остриженные ногти и волосы тайно закапывали под кустом бузины, чтобы ведьмы не смогли добраться до них и с помощью магии нанести вред владельцу.

Бузина. Часть 1

Бузина – кустарник или небольшое деревце, реже встречающаяся как многолетняя трава (бузина травянистая). Наиболее распространены два вида, различающиеся ягодами красного и черного цвета. Очень жизнестойкое растение: новые ветви на бузине легко вырастают взамен обломанных старых, и любая ветвь, оказавшаяся на земле, способна пустить корни. Из кремово-белых цветков бузины в июне-июле изготовляют цветочное вино, а из черных ягод, созревающих в августе-сентябре – ягодное. И то, и другое предохраняет от простудных заболеваний.   

Бузина издавна почиталась в Европе как священное дерево, связанное с подземным миром и его владычицей. В древесном алфавите друидов она является отдельной буквой – «ruis» и обозначает период с 23 ноября по 25 декабря. У друидов древней Британии был свой Зодиак, который состоял из 13 знаков, соответствующих 13 деревьям. Тринадцатый знак соотносился с бузиной и содержал часть созвездия Змееносца, расположенного между созвездиями Стрельца и Скорпиона.

Тамариск

Тамариск, тамарикс (Tamarix) – красивый кустарник с красноватыми тонкими ветвями и розовыми цветами. Примечательно это растение тем, что растет  в пустынях, полупустынях и степях, и различные его виды служат неплохими индикаторами грунтовых вод. К примеру, тамариск безлистный – показатель солоноватых вод, залегающих на глубине до 15 м, а присутствие тамариска Бовсана свидетельствует о грунтовых водах, залегающих на глубине до 5 м. Нередко тамариск  можно встретить в соседстве с саксаулом, но часто он образует самостоятельный фитоценоз.Тамариск имеет мощную корневую систему и очень светлолюбив.

Вероятно, связь с подземными водами сделала этот кустарник, или небольшое деревце, предметом почитания уже в глубокой  древности. В Шумере повсеместно тамариск считался священным деревом, а в заклинаниях из Шуруппака он выступает как мировое дерево, крона которого уподоблена богу солнца Уту, ствол - богу Ану, а корни подземному божеству Энки-Нинки. «Основной функцией тамариска являлась  роль экзорциста в процессе выведения нечистоты и болезней из тела реципиента".

Терновник

Тёрн, терновник, или Слива колючая (лат. Prúnus spinósa) — небольшой колючий кустарник с темно-синими плодами, похожими на сливу. Зацветает  ранней весной, когда еще нет листьев,  мелкими белыми цветочками. Цветущие заросли терновника поражают своей красотой – кажется, будто ароматная белая пена покрывает колючие ветви!

Тогда как в народной европейской мифологии чудесное зачатие связывают с боярышником; в кельтской литературе аналогичная роль отводится терновнику, хотя он и считается символом вражды, олицетворением которой была Эрида, сестра бога войны Ареса.

Боярышник. Часть 3

В кельтской традиции боярышник считался деревом божества зимы и тьмы. В некоторых вариантах  боярышник являлся отцом Олвена, который из-за тяжелых больших ресниц, покрывавших его плечи, был не в состоянии видеть, пока ему не поднимали ресницы вилами. Кельты признавали  боярышник деревом принудительного  целомудрия. Он связывался с маем как месяцем ритуального воздержания от полового общения, позже ставшим месяцем оргиастических обрядовых празднеств вокруг «майского» дерева.

В алфавите друидов боярышник был олицетворением буквы H (uath) и считался символом плодородия. Боярышник и Богиня – несущая смерть старуха – символически связаны в легенде о Кухулине: Богиня в облике пожирающей падаль вороны произнесла смертельное проклятье герою и улетела в заросли боярышника на равнине Муир-темне. Так описанное в легенде место обрело название «боярышник вороны».

Хенна (Лавсония)

Лавсония или хенна (хна)  - это довольно высокий кустарник, который разводят в Индии, Египте и Судане. Примечательно это растение тем, что из его высушенных листьев изготовляют знаменитую красную краску – хну, а из бело-розовых цветов изготовляют масло. Хна традиционно используется для украшения тела в Индии, Пакистане, Северной Африке и многих арабских странах.

Красный цвет хенны имел большое значение для античных женщин, для которых он «ассоциировался с их собственной животворящей "магической кровью". Намазывая руки и ступни хной, они таким образом отождествляли себя с Богиней, которой поклонялись. У гречанок это была Геката, у сириек – Анат, у индусок – любая ипостась Богини».

В Египте это растение было известно под названием резеды или бирючины и использовалось в процессах мумификации: «мумии заворачивали в одежды крашенные хной, что символизировало возрождение от материнской крови».

Лавр. Часть 1

Лавр (греч. daphne, лат. Laurus) – вечнозеленый кустарник или небольшое деревце. Род насчитывает три вида, из которых Laurus nobilis — Лавр благородный произрастает в  Средиземноморье, где он считался священным в культе бога Солнца Аполлона, и в Западном Закавказье. Однако, прежде чем стать деревом Аполлона, символом бессмертия, славы и победы, лавр был деревом Дафны и вошел в греческую мифологию вместе с мифом о ней.

Лавр, называемый благородным, а также греческим и зеленым был растением  божественности и пророчеств, листья которого жевали жрицы Богини в Темпейской долине, пока там не восторжествовал культ Аполлона. Миф связывает происхождение лавра  с Дафной, жрицей матери-земли, преследуемой Аполлоном.  В отчаянии Дафна взмолилась Гее, и та мгновенно перенесла ее на Крит, оставив вместо нее лавровое дерево. На Крите Дафна стала известна под именем Пасифаи, а Аполлон в утешение сделал себе венок из лавра, поэтому с Аполлоном  связывался возникший обычай  плетения лавровых венков.

Омела. Часть 2

Благодаря своему вечнозеленому естеству омела считалась, символом бессмертия. Народная вера считала это растение также  ключом к потаенным местам земли, считалось, что омела  сможет открыть любой замок. Уэльское суеверие гласит, что под орешником или ясенем, на котором растет омела, можно найти клад. «Однако до XVI в. о кладе никто и не заикался: в ту пору суеверие гласило, что под корнями такого дерева живет змея с рубином в голове. Очевидно, со временем змея была забыта, а сокровище осталось». Учитывая фаллическое значение символа омелы, ее также называли приворотной травой и средством повышения потенции; говорили, что омела «часто помогала мужчине совершать акт воспроизводства».

«Современная западная традиция целоваться под омелой – вот  все, что осталось нам от прежних эротических оргий в честь земли в надежде на плодородный год». В английской глубинке говорят до сих пор: если девушка не целовалась до свадьбы под омелой, она останется бесплодной. Обычай целоваться под омелой, похоже, чисто английский, и следы его обнаруживаются только в тех  странах, где в то или иное время селились англичане.

Омела. Часть 1

Омела – вечнозеленое кустарниковое растение, привлекающая внимание своими зелеными шарами кустов на голых, уже облетевших от листьев ветвях. Это полупаразитическое растение называют еще  дубо́выми я́годами, или птичьим клеем; последнее легло в основу названия омелы - лат. Víscum (букв. птичий клей). Омела паразитирует на очень многих древесных растениях: тополях, клёнах, соснах, ивах, берёзах, лжеакациях и на разнообразных плодовых деревьях, реже - на хвойных. Поселяется на верхушке дерева или на его ветвях и разрастается зелёным, в большинстве случаев густым, кустом.

У священной древнеевропейской омелы, Viscum album листья растут попарно в стороны, словно крылья, и ягоды – либо попарно, либо поодиночке. Это растение рассматривалось как имеющее промежуточный характер (ни дерево, ни куст) и, согласно легенде, появлялось там, где молния поражала дерево. Омелы, растущие на дубах, особенно ценились в Древнем Риме и у кельтских друидов. По болгарским поверьям, в омеле скрываются самодивы, а сажают омелу на деревьях птицы. На Руси ее называют «вихорево гнездо». В Сербии и Македонии считалось, что это растение вил, поэтому когда его рвут, оставляют на дереве нитку или деньги.

Страница 2 из 3