Связь лесного ореха с громом (грозой) прослеживается в славянских поверьях о природных явлениях. «Сербы и украинцы, например, при грозе на Ивана Купалу или на Илью ожидали малый урожай орехов или большое количество порченых». У всех славян, в том числе и у русских, существовало поверье о выходе «громовой стрелы» через 3 года или 7 лет наружу, причем одним из ее названий было орех («чертов палец»).
В Полесье считали, что в орешник никогда не бьет молния, объясняя это тем, что «орешник склонил свои гибкие ветви и укрыл Богоматерь с Христом». По этой причине рекомендовалось в грозу прятаться под этим кустарником. Представление о том, то в орешник никогда не ударяет молния, существовало и в северо-восточной Сербии, поэтому из орешника делали культовые изображения для сельского мольбища под деревом – зáписа.
В Сербии делали кресты из лесного ореха в качестве апотропея от града и втыкали их в крыши домов, хлевов, на полях и лугах. Из представления о том, что «град приносят «халы» (змеи, змеюки), находящиеся в градоносных тучах вместе с «погибалцами», вытекало признание за ореховым деревом свойства убивать змей. Поэтому в некоторых местах берегли палку, которой была убита змея до Юрьева дня. Этой палкой махали на градоносные тучи», веря в ее чудодейственную силу.
Веточки лесного ореха для оберегающих от удара грома и града крестов должны были быть нарезаны до восхода солнца в Юрьев день и втыкать их следовало на утренней заре. В Азбуковице при раскатах грома пастухи «затыкают за ухо ореховую веточку с плодами, чтобы гром в них не попал, ибо верят, что черт бежит от дерева лесного ореха и что именно в чертей гром и метит».
Втыкали ореховые веточки в поля и из соображений плодоносности этого дерева, с целю придать полям свойство плодородия и снять богатый урожай. В старину, когда в день св. Варвары варили сакральную кашу (варицу) из плодов, семян и зерна, клали и «веточку с плодами ореха, чтобы весь год был также украшен и плодовит».
В культуре западных и южных славян лесной орех был связан также и с загробным миром. В Болгарии, Македонии и восточной Сербии считалось, что весной на ветвях орешника пребывали души предков, посещающих землю в троицкий период. Поэтому накануне Троицы люди избегали обрывать ветки лещины, боясь потревожить души усопших.
На Вознесение или в Духов день ветки лесного ореха вносили в дом, раскладывали их по полу, а в церкви молились, преклонив на них колена, и прижимали ухо к веткам, как бы прислушиваясь к ним. Считалось, что такой способ позволял услышать мертвых и даже говорить с ними. Неисполнение этого обычая осуждалось, ибо люди верили, что это могло помешать душам не только попасть на землю, но и вернуться обратно (души остались бы «запертыми» на «том» свете или на «этом»). В конце дня эти ореховые ветки относили на кладбище, обметали ими могилы, а также раздавали прохожим на улице, чтобы на «том свете» душа умершего могла укрыться в их тени.
Связь лесного ореха с загробным миром явственно проступает и в рождественских гаданиях. Считалось, что пустой орех предвещает смерть и голодный, неурожайный год, а полный - благополучие и здоровье. На Рождество обязательно ели орехи наряду с другими видами поминальной пищи, например, бобами. При рождении жеребенка домашние старались его как можно быстрее поднять с земли, говоря при этом "Оставь ореховое, возьми кизиловое". В этих словах заключалось пожелание новорожденному поскорее покинуть сферу небытия, откуда он появился на свет, и начать расти, быть здоровым. Кизил считался деревом здоровья и крепости.
Орех, в котором ядро скрыто твердой, непроницаемой оболочкой, служил символом, наполненным глубоким содержанием. Он уподоблялся сосуду с таинственными благами, драгоценное содержание которого заключено в твердую оболочку. «В иудейском комментарии к Библии (Мидраш ха-На’элам) Священное Писание сравнивается с орехом. Скорлупа соответствует в нем историческим фактам, которые содержат символы и тайны». Народное выражение «твердый орешек» означает трудную для решения задачу, а «пустой орех» - никчемного человека. Символизм ореха заключался так же в срытой сексуальности и потаенном плодородии, сохранившихся в обычае одаривать новобрачных орехами.
Использованные материалы:
Е. Левкиевская. Мифы русского народа;
Н.И. и С.М. Толстые. Заметки по славянскому язычеству.5. Защита от града в Драгачеве и других сербских зонах //Славянский и балканский фольклор, 1981 г.