Виноград в мифологииВиноград и виноградарство вошли в сферу интересов бога плодородия  Диониса, который первоначально был пивным богом, известным также под именем Сабазий. Его ранним воплощением был козел, а по предположению Дж. Харрисон «слово "трагедия" могло возникнуть не от tragos, что значит "козел"… а от tragos , означавшего полбу, из которой в Афинах варили пиво. Она добавляет, что в ранней вазописи в качестве спутников Диониса изображались люди, одетые лошадьми, а не козлами, и что его корзина для винограда изначально была веялкой. И действительно: ливийский и критский козел ассоциировался с вином, а элладский конь – с пивом и нектаром».

Аполлодор указывает, что виноградную лозу нашел Дионис, и  что «после того, как Гера вселила в него безумие, он стал бродить по землям Египта и Сирии. Вначале ему оказал гостеприимство Протей, царь египтян, затем он направился к Кибеле, находящейся во Фригии. Там исцеленный Реей, постигнув таинства и получив от Реи столу, он направился через Фракию к индам. …Пройдя через всю Индийскую землю и поставив там стелы, Дионис пришел в Фивы. …Доказав фиванцам, что он действительно бог, Дионис прибыл в Аргос».

 

 

Уже Гомеру был известен миф о Дионисе, сыне Зевса и Семелы, выхваченным отцом из объятой пламенем матери и выношенным в собственном бедре. Однако у него нет никаких известий о связи этого бога с виноградной лозой. Как бог вина Дионис выступает только у Гесиода в поэме «Труды и дни». На ларце коринфского царя Кипсела был изображен "Дионис, лежащий в пещере, с бородой; он держит золотую чашу; на нем надет хитон, спускающийся до самых пят; около него <различные> деревья: виноградные лозы, яблоки и гранатовые деревья".

Легенда о странствиях Диониса сложилась у греков только тогда, когда они познакомились с культурой виноградной лозы в других странах, и все те места, где эта культура была обнаружена, стали местами, в которых побывал Дионис. Само виноградарство, как указывает М. Нильссон, «гораздо старше Диониса», и только позже, «когда сложилось представление о том, что каждый праздник должен быть посвящен определенному богу», Дионис стал почитаться как бог вина и священного опьянения. Повсеместный триумф Диониса заключался в том, что вино везде вытеснило другие опьяняющие напитки

В честь Диониса справлялись деревенские  Дионисии (декабрь – январь) и следовавшие за ними Ленеи (январь – февраль). Были ли эти праздники учреждены в связи со сбором винограда или в связи с пробой  первого, еще не выбродившего вина,  не суть важно – в любом случае это было торжество бога вина и веселья. В феврале, когда обрезают виноградные лозы и заканчивается второй период брожения вина, в Афинах справляли трехдневный праздник Анфестерий – праздник цветов (см. Праздники цветов). «Главным обрядом Анфестерий было благословение и ритуальное питье нового вина. Вечер третьего дня Анфестерий был мрачным -  «умершим совершались приношения из овощей и возлияния вином».

В дионисийско-вакхических культурах обычай употребления вина сверх меры был культово закреплен, поскольку считалось, что в экстазе опьянения можно достигнуть единения с божеством. Еврипид утверждал, что священное опьянение, вызванное одержимостью духом вина, позволяет пьющему предсказывать будущее. Вино должно было разрушить всякое колдовство, сорвать маски лжи, а также, находясь в тесной связи с кровью, могло  заменять жертвоприношение кровью, которое приносилось мертвым посредством возлияния земле, сквозь которую оно может просочиться к ним.

 

Использованные материалы:

  1. Р. Грейвс. Мифы Древней Греции;
  2. Аполлодор. Мифологическая библиотека;
  3. Гесиод. Труды и дни, 614;
  4. Мартин Нильссон. Греческая народная религия;
  5. Барбара Уокер. Символы, сакралии, таинства.