Культура винограда была известна в Средней Азии с древнейших времен. Виноградные косточки, обнаруженные при раскопках поселения Намазга-депе (Южная Туркмения), относятся к IV—III тысячелетиям до н. э. Из Согда, Самарканда, Хорезма виноград вывозился в соседние области. Средневековый географ Максиди сообщает, что изюм из Хорезма шел как на запад в Ирак, так и в страну Булгар и дальше на Русь.
Особое место, которое занимало виноградарство в хозяйственной жизни Согда, даже отразилось в календаре согдийцев. В нем можно выделить целый цикл праздников, связанных с созреванием и обработкой винограда. В пятом месяце – это 18-й день, называвшийся Баба-Хвара, когда пьют виноградный сок; 26-й – Гарм-Хвара, что означает «поедание винограда». В седьмом месяце этот цикл продолжался – в 15-й день начинался период Гарм-Хвара, заканчивавшийся 9-го числа следующего месяца.
Китайский путешественник Чжан Цянь, посетивший Фергану и долину Зерафшана в 128 г. до н. писал, что население делает из винограда большое количество вина, которое богачи хранят по нескольку десятков лет. Чжан Цянь захватил с собой саженцы винограда, благодаря чему в Китае распространилась эта культура.
В погребальных обрядах таджиков Ферганы сохранялся обычай перед покрытием саваном обсыпать лицо женщины, умершей в начале цветения виноградной лозы, лепестками ее душистых цветов.
Виноградная лоза была «мостом», по которому можно было попасть как на небо, так и в преисподнюю. По одной словенской легенде человек спасся от потопа, забравшись на лозу, доросшую до неба.
Такую же роль играла виноградная лоза в мифе о маорийском герое Тавгаки. Его супругой была волшебница, спустившаяся с Неба, и исчезнувшая после рождения ребенка. Тавгаки возносится в Небо, вскарабкавшись по виноградной лозе, впоследствии ему удается возвратиться на землю.
На Гавайах известен миф о Хику и Кавелу. Брошенная любимым, Кавелу умирает от тоски. Тогда Хику спускается в преисподнюю по виноградной лозе, находит душу Кавеле, помещает ее в кокосовый орех и возвращается на землю. «Хику вталкивает душу в большой палец левой стопы» девушки, «а затем, массируя подошву и икру, продвигает ее до самого сердца».
Использованные материалы:
- Н.П. Лобачева. К истории календарных обрядов у земледельцев Средней Азии //Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
- Б.Х. Карамышева. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы //Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии;
- Мирча Элиаде. Шаманизм. Архаические техники экстаза.